Жалоба организатора митинга антиглобалистов на Марсовом поле 18 мая прошлого года Евгения Козлова на решение мирового судьи о привлечении его к административной ответственности должна была рассматриваться сегодня в Дзержинском федеральном суде. Козлов просит суд отменить решение мирового судьи, по которому он был оштрафован на 1000 рублей - за нарушение порядка проведения публичных акций и неповиновение законным требованиям сотрудников милиции во время митинга.
Однако судья Ольга Андреева, рассматривающая жалобу Козлова, пришла к выводу о необходимости заслушать показания сотрудников 18-го отдела УБОП и отдельного батальона ППСМ Центрального РУВД, которые, как утверждают антиглобалисты, разогнали митинг. Непосредственные участники майской «стычки» вызваны на следующее заседание суда, которое состоится в апреле. Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» Евгений Козлов, в случае, если его жалоба будет удовлетворена, с аналогичными просьбами к суду обратятся и остальные участники митинга, привлеченные к административной ответственности.
Напомним, что ранее – 16 декабря прошлого года - решением Ленинского федерального суда Адмиралтейского района было признано не соответствующим законодательству письмо тогдашнего заместителя Председателя Комитета по печати и связям с общественностью Администрации СПб Александра Малькевича, фактически запретившее проведение митинга антиглобалистов 18 мая. Таким образом, для участников митинга появились все юридические основания добиваться отмены тех решений в рамках административных дел в связи с событиями 18 мая, что и было сделано сегодня Козловым. В дальнейшем же участники митинга намерены требовать привлечения к ответственности сотрудников 18-го отдела УБОП и возбуждения уголовного дела по ст. 149 УК РФ (незаконное воспрепятствование проведению митинга, пикета, демонстрации) в отношении должностных лиц, допустивших стычку между сотрудниками милиции и митингующими.
Заседание по жалобе организатора митинга в Петербурге, разгон которого вызвал большой общественный резонанс, проходило на фоне принятия Государственной думой в первом чтении внесенного правительством РФ законопроекта «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирования». И этот документ уже широко обсуждается. Главное и самое спорное в законопроекте нововведение – это ограничение мест проведения публичных акций. Запретным местом для проведения акций протеста становятся железные дороги, путепроводы, дороги и магистрали, территории, прилегающие к спортивным объектам. Кроме того, запрещается проводить пикетирование и митинги перед резиденцией президента РФ, зданиями федеральных органов власти, администрациями субъектов федерации, дипломатическими представительствами.
Все это подано под таким соусом: в вышеперечисленных местах не может быть обеспечена безопасность граждан. При этом разработчики проекта явно сознательно упускают из вида другую опасность – попрания прав граждан в части выражения своего протеста в тех местах, где функционируют те люди, которым этот протест, собственно, адресован. Следуя логике законопроекта, свое недовольство политикой администрации города или государства или действиями другого государства граждане должны выражать максимум во дворе своего дома или, что напоминает уклад прошлый десятилетий, на кухне своей или коммунальной квартиры.
Нововведения комментирует Владимир Кондратенков, первый заместитель Федерации профессиональных союзов Петербурга и Ленобласти традиционно выражающих свое недовольство акциями протеста:
- Разумеется, мы возмущены принятием в первом чтении этого документа. Ведь законопроект, запрещающий митинги в местах, где они обычно проходили, есть ни что иное, как нарушение конституционных прав, прямой удар по демократии. Людей фактически лишают возможности донести до власти, до общества свои проблемы. И, конечно, мы будем пытаться бороться за то, чтобы закон не вступил в силу. На мой взгляд, продвижение этого документа – прямое следствие однопартийности Государственной думы...
Ограничение мест проведения акций протеста, по сути, сводит на нет некие либеральные новации в законопроекте – например, введение уведомительного характера проведения общественных мероприятий вместо разрешительного.
Елена Гусаренко,
Фонтанка.ру