Реклама

Сейчас

+10˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+10˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 8

1 м/с, вос

766мм

44%

Подробнее

Пробки

1/10

Реклама

«Плиты, как клавиши, играют». Петербуржцы спотыкаются на «разболтанных» тротуарах после зимы

9469
Фото: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»
ПоделитьсяПоделиться

Снег сошел, и в петербургских инициативных группах оживилось обсуждение тротуарных плит. Горожане недовольны тем, что покрытие на некоторых улицах проваливается, разъезжается и шатается.

Проблема актуальна для Центрального района (например, это происходит на Лиговском и Невском проспектах, на улицах Думской и Зодчего Росси), Адмиралтейского (Сенатская площадь), Василеостровского (рядом с метро и вокруг СПбГУ), Пушкинского (у ж/д станции Детскосельская) и других. «Фонтанка» поговорила с экспертами и попробовала разобраться: может, плитка — это вообще не для нашего климата.

ПоделитьсяПоделиться

Дефекты связаны с ремонтом коммуникаций?

В комитете по благоустройству сообщили, что обычно дефекты покрытий из плит связаны с ремонтом инженерных коммуникаций. Проще говоря, где-то прорвало трубу, ее выкопали, заварили, закидали землей и на скорую руку выложили плитку — примерно «как было». При потеплении грунт оттаивает — из-за этого и происходят просадки. Такие участки будут восстановлены с наступлением устойчивой теплой погоды — то есть в агротехнический период, который обычно наступает в апреле, именно тогда можно первичное благоустройство доводить до ума.

«Там, где были выполнены аварийные работы по ордеру ГАТИ в зимний период, восстановление будет организовано сетевыми организациями. Для этого требуется полностью разобрать мощение и восстановить основание в соответствии с существующей конструкцией тротуара», — рассказали в комитете по благоустройству.

Представители крупной строительной организации в области дорожных работ поделились с «Фонтанкой», что причины просадок тротуарных плит и решения этой проблемы можно разделить на две категории. Первая — это действительно деформация после текущего ремонта. Вторая — дефекты после капитального строительства или капитального ремонта.

В рамках текущего ремонта, по словам строителей, перекладывают только саму плитку, локально под нее может быть подсыпан песок или щебеночно-песочная смесь. Конструктивные слои при этом не затрагивают. Такой подход абсолютно соответствует техническому заданию, поэтому подрядчики не устраняют деформации, которые могут произойти вскоре после ремонта.

А вот провалы тротуарного покрытия по итогам капитальных работ подрядчики, как правило, обязаны устранять. По гарантии. В этом случае они несут полную ответственность за то, каким образом уложено основание для плитки, организовано водоотведение и т.п. Если плиты поехали — значит, скорее всего, нарушены требования к материалам или уплотнению конструктивных слоев, отмечают строители.

Директор крупного предприятия, которое занимается ремонтом дорожных покрытий, в том числе тротуарных, подтверждает: «При крупных прорывах, конечно, вода подмывает подстилающие слои. Дорожники пересыпают это все, сверху укладывают плитку и ждут весны. Потом приподнимают, подсыпают песка, укладывают аккуратнее. Но по-хорошему... там надо восстанавливать весь строительный «пирог» под плитой, и, конечно, в рамках ямочного ремонта на это никаких денег не хватит. Так что приходится ждать капитального».

«По весне всё встаёт на место»?

Генеральный директор Ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса (АСДОР) Юрий Агафонов считает самой частой причиной деформации тротуарных плит природные условия.

«Происходит насыщение водой песка или другого материала, который уложен под плиткой, и во время холодов происходит морозное пучение. По весне, когда лед тает и лишняя вода уходит, всё обычно встаёт на место и уравнивается», — отмечает Агафонов.

ПоделитьсяПоделиться

Иногда может иметь место и нарушение технологии, подчеркивает эксперт.

Правильная процедура, по его убеждению, довольно проста. Сначала организуют гидроизоляцию и отведение воды. Нижним слоем утрамбовывают мелкий щебень, поверх него — слой песка. Кроме этого может быть уложена еще цементная смесь (не всегда). Поверх такого «слоеного пирога» укладывают плиты.

Покрытие может разъехаться и провалиться, если неправильно организовано водоотведение.

«Если подстилающий слой недостаточно хорошо утрамбован, водоотведение сделано плохо, то вода может просто найти себе ручеек и вымыть уплотняющий слой — скажем, тот же песок. И тогда происходит провал плитки. Это несложно устранить: нужно просто плитку снять, восстановить слой, утрамбовать и поставить покрытие на место», — говорит Агафонов.

Укладка крупной и мелкой тротуарной плитки, по мнению эксперта, в этом смысле ничем не отличается.

«Необходим жёсткий контроль»

А вот президент Российской ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве (АСПОР) Александр Малов уверен, что деформация плит практически всегда происходит из-за очень низкой квалификации рабочих.

ПоделитьсяПоделиться

«Это все к качеству работ относится. Других причин нет. Неправильно проводят уплотнение и выравнивание песчаного слоя, неправильно кладут бетон, используют бетон низкого качества и так далее. Главное — это песчаный слой, из-за которого проседания и происходят», — рассказал «Фонтанке» Малов.

Торфяные грунты представляют наибольшую сложность в укладке покрытий. Но даже в этом случае, если все делать правильно, плитка проседать и сильно разъезжаться не должна, — считает эксперт. Сейчас, по его мнению, подрядчиков недостаточно внимательно контролируют.

«Необходимо выделять больше денег контролирующим органам. Нужен постоянный контроль за подрядчиками, особенно во время проведения работ. На месте должны быть наблюдатели, которые проверяют: как именно укладываются слои под плитку», — подчеркивает Малов.

«Сдать в короткие сроки, невзирая ни на что»

С экспертом АСПОР полностью солидарен и урбанист, автор телеграм-канала «Вороньи мысли» Даниил Воронин. Он также обращает внимание на дефицит профессиональных кадров в дорожном строительстве.

«У специалистов, которые реализуют проекты по укладке тротуарных покрытий, очень низкий уровень компетентности. Из-за этого нарушается технология. Плюс зачастую объект стремятся сдать в короткие сроки, невзирая ни на что», — говорит Воронин. Кроме того, подрядчики экономят на качестве и количестве материалов — это тоже имеет свои последствия.

Да, плитка может деформироваться и «идти ходуном» от воздействия природных условий, от воды и морозного пучения, но при соблюдении технологий это не должно происходить, делает вывод эксперт.

Фото: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»

ЛАЙК7
СМЕХ8
УДИВЛЕНИЕ1
ГНЕВ31
ПЕЧАЛЬ3

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close