Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Театры Куда пойдем сегодня «В ожидании конца известных времен». Каких премьер ждать от театров в новом сезоне?

«В ожидании конца известных времен». Каких премьер ждать от театров в новом сезоне?

12 976

На календаре сентябрь: начинается новый театральный сезон. Изучив ближайшие планы петербургских театров, невольно задумываешься о том, как истончился, скукожился выбор имен и названий. Тишь да гладь установилась в нашей провинциальной гавани. Задерживаем дыхание, плывем по течению.

Хотя минимум один повод для радости все-таки есть: Александр Баргман вновь в Петербурге, теперь, кажется, официально. Во времена, когда с театральной карты массово исчезают режиссеры, актеры, драматурги, пьесы, спектакли и даже целые театры, возвращение в афишу имени одного из любимцев петербургской публики — событие нетривиальное. На данный момент известно о четырех премьерах Баргмана, две из них — в «Приюте комедианта» — состоятся уже осенью. Остальные — спектакль по роману И. Б. Зингера «Шоша» в театре «Суббота» и инсценировка рассказов В. В. Набокова в театре имени В. Ф. Комиссаржевской — намечены на первую половину 2024 года.

Спектакль «Время и семья Конвей» по одноименной пьесе Дж. Б. Пристли несколько лет назад был поставлен Баргманом в ФМД-театре на сцене Музея Достоевского. Теперь в «Приюте комедианта» выходит новая версия давней постановки. Впрочем, основной актерский состав остался почти без изменений. История семьи из высшего общества, переживающей эпоху своего заката, разворачивается между двумя мировыми войнами — по окончании Первой и на пороге Второй. Время безжалостно прокатилось по этим людям, не оставив и тени от былых надежд и мечтаний. Спектакль славился выдающимся актерским ансамблем, а Оксана Базилевич сыграла в нем одну из своих лучших ролей (миссис Конвей). Премьера второй редакции состоится 2 сентября.

А уже 28 октября здесь же, в «Приюте комедианта», Баргман выпускает «Бесприданницу» А. Н. Островского. В центр сюжета режиссер выдвигает сильную, жизнелюбивую женщину и задумывает свой спектакль о любви как о свободе человеческого духа. Его Лариса отнюдь не жертва, она бунтарка, способная встать на защиту своих чувств, своего права на любовь, а значит и жизнь. В роли Ларисы — новосибирская актриса Олеся Казанцева. Паратова репетирует артист БДТ имени Г. Товстоногова Евгений Славский, Карандышева — Виктор Бугаков и Олег Рязанцев, Огудалову — Анна Вартаньян.

«Бешеными деньгами» завершает год 200-летия А. Н. Островского Театр имени Ленсовета. Режиссер Юрий Цуркану увидел в пьесе классический сюжет укрощения мужем молодой жены, строптивость которой отягощена богатством и праздностью. Спектакль обещает стать бенефисным, по-настоящему актерским. Премьеру сыграют 25 и 26 ноября, в ролях: Анна Алексахина, Сергей Мигицко, Антон Багров, Диана Милютина. А 22 и 23 декабря Айдар Заббаров, режиссер Татарского театра имени Г. Камала, один из лидеров молодой российской режиссуры, выпустит в Театре имени Ленсовета спектакль по роману Л. Н. Толстого «Воскресение». Драму духовного перерождения Нехлюдова сыграет Илья Дель.

Еще одна знаменитая пьеса Островского — «Лес» — появится в репертуаре ТЮЗа имени А. А. Брянцева. Спектакль станет второй работой Уланбека Баялиева в этом театре. Его «Зимняя сказка», выпущенная здесь в 2018 году, вошла в лонг-лист национальной театральной премии «Золотая маска». По мысли театра, «Лес» — воплощение тотальной театральности, территория всеобщего комедиантства. Здесь в буквальном смысле «весь мир лицедействует». Что за люди населяют этот сценический лес и в какие игры они с таким упоением играют, узнаем уже 8 и 27 сентября. В ролях Счастливцева и Несчастливцева Александр Иванов и Олег Сенченко.

Уланбек Баялиев
Каро Балян
1 из 2
Уланбек Баялиев
Источник:

Откроет тюзовский сезон премьера на малой сцене. Приглашенный на постановку Каро Балян — режиссер, актер, педагог, продюсер, директор Ереванского международного шекспировского театрального фестиваля — выбрал «Сон в летнюю ночь» Шекспира и обещает не грузить зрителя глубокой философией. Ждем легкую, добрую, волшебную сказку о любви. В спектакле будет звучать живая музыка, написанная для спектакля молодым композитором Анаит Мнацаканян. Премьера 1, 2, 8 и 27 сентября.

1 из 3
Источник:

Театр-фестиваль «Балтийский дом» тоже начинает сезон с премьеры. Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама» ставит Наталья Индейкина. Интересно, что не только Германн выступает здесь в качестве главного героя. Его партнером по карточной игре явится сам Пушкин, мучительно ищущий выхода из своих жизненных перипетий. Сюжетный ход подкреплен документально: в сценическом тексте цитируются письма и дневники поэта. Внешне спектакль очень эффектен, его мрачно-ироничная готическая красота напоминает анимации Тима Бёртона (сценография и костюмы — Елена Вершинина). Премьера — 2 и 3 сентября.

1 из 4
Источник:

А еще весь сентябрь театр празднует 95-летие Татьяны Львовны Пилецкой. В афише этого месяца собраны все спектакли с ее участием, в том числе и недавняя премьера — «Рок-н-ролл на закате» М. Хейфеца в постановке Юрия Цуркану. В конце сентября на большой сцене театра-фестиваля «Балтийский дом» состоится торжественный вечер в честь выдающейся актрисы.

Сразу две премьеры в сентябре выпустит театр Karlsson Haus. Роман эпатажного модерниста Бориса Виана «Сердцедёр» ставит белорусский режиссер Евгений Корняг. Его абсурдный и сюрреалистичный спектакль явит зрителю жестокую игру в расчеловечивание. В центре внимания постановщика — материнская любовь, которая не только дает жизнь, но и медленно забирает, незаметно душит и раздирает изнутри. Премьера 9 и 10 сентября. А режиссер Борис Павлович взял для постановки роман «Ловля форели в Америке» американского писателя и поэта Ричарда Бротигана, литературного идола поколения хиппи. Спектакль вырос из актерской лаборатории, которая длилась с апреля 2023 года. Точнее, спектаклей обещают два — «Ловля форели на рассвете» и «Ловля форели на закате». Смотреть их можно будет в любой последовательности, сквозного сюжета у этого произведения нет. Рассказывает оно о путешествиях молодого человека по американскому захолустью в поисках идеальной рыбалки. По ходу повествования форель становится образом чего-то неуловимо прекрасного, ускользающего и недостижимого, живущего в тайниках нашей памяти. Премьера 28 и 29 сентября на сцене театра Karlsson Haus.

1 из 3
Источник:

Театр «Кукольный формат» отметит в этом сезоне свой юбилей — ему исполняется 20 лет. По такому торжественному поводу в планах «Кукфо» сразу три премьеры. Детский репертуар пополнится спектаклем «Сказки на всякий случай» по произведениям Евгения Клюева, замечательного русскоязычного писателя, живущего в Дании. Ставит «Сказки» Кирилл Смирнов в соавторстве с художницей Екатериной Петуховой. Ну а детям постарше и взрослым рекомендуем следить за новостями, потому что к Новому году здесь должны выйти две интереснейшие премьеры. Художественный руководитель «Кукфо» Анна Викторова выпускает «Дон Кихота» Сервантеса, а главный режиссер Театра кукол имени С. Образцова Борис Константинов вместе со своим постоянным соавтором, художником Виктором Антоновым ставит «Ромео и Джульетту» Шекспира. Даты премьер пока не объявлены.

Интересно, что в театре «Суббота» скоро тоже появится свой «Дон Кихот» — в сценической интерпретации режиссера Кирилла Люкевича и драматурга Настасьи Федоровой. Подробности авторы не раскрывают, но спектакль носит длинное, трудно запоминающееся название, которое немного приоткрывает завесу премьерной тайны: «Еще один поход хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского и его верного оруженосца Санчо Пансы, а также их старых и новых знакомых, в ожидании конца известных времен». Дон Кихота репетируют два артиста: Владимир Шабельников и Александр Лушин, который впервые выйдет на сцену «Субботы». Премьера назначена на 7 и 8 октября.

Также в числе ожидаемых премьер начала сезона — «Крум» в Камерном театре Малыщицкого. Пьесу израильского драматурга Ханоха Левина поставил Петр Шерешевский. В печальном и ироничном, грубоватом и нежном мире Левина, населенном чудаками и неудачниками, сквозят экзистенциальное одиночество и чеховская тоска по лучшей жизни. Получился горький и смешной спектакль о нас, застрявших в вязком сегодня без надежды на светлое завтра. Ближайшие показы 8 и 9 сентября.

В Молодежном театре готовят к выпуску очередной — пятый по счету —студенческий курс под руководством Семена Спивака. В октябре будущие артисты выйдут на сцену в спектакле «Прощание в июне» по пьесе советского классика Александра Вампилова. А в декабре Спивак выпустит премьеру известной мелодрамы Теренса Рэттигана «Глубокое синее море». Исследуя природу любовных переживаний главной героини, режиссер поднимает тему нравственной ответственности в отношениях мужчины и женщины. В главной роли — Эмилия Спивак.

В планах «Мастерской» — музыкальный спектакль Максима Студеновского «Зощенко» по рассказам и биографии Михаила Зощенко, а также пьеса Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец» в постановке Дмитрия Хохлова — спектакль о людях, скрывшихся от реальности в своем иллюзорном мире и погрузившихся в омут воспоминаний. Даты премьер пока не объявлены.

Театр на Васильевском, открывший в этом году новое пространство LOFT в здании Дворца искусств Ленинградской области на площади Стачек, покажет здесь сразу три премьеры по современной драматургии. 7 и 8 октября Артем Злобин, ученик Льва Эренбурга и постановщик нашумевшего спектакля «Магазин» в НДТ, выпустит здесь спектакль «Научи меня любить» по одноименной пьесе Екатерины Бронниковой и Романа Дымшакова, учеников Николая Коляды. На 27 и 28 октября заявлена премьера пьесы Тадаса Шимилева и Дарьи Похило «Квантовые сосиски доцента Юрского» в постановке Тадаса Шимилева, а в декабре Арсений Мыцык выпустит спектакль «Железный всадник» по одноименной пьесе Алексея Житковского.

Откроют сезон Театра на Васильевском большие гастроли Омской драмы. С 10 по 21 сентября петербуржцам покажут самые яркие постановки последних лет. Это и «Время женщин» Алексея Крикливого, и «Отец» Павла Зобнина, и «Свидригайлов. Сны» Георгия Цхвиравы, и «Небо позднего августа» Петра Шерешевского, и другие спектакли. Гастроли пройдут на сценах Театра на Васильевском, Дворца искусств Ленинградской области и МДТ — Театра Европы.

Премьерные планы БДТ им. Г. Товстоногова покрыты тайной. Известно лишь, что бывший художественный руководитель театра Андрей Могучий, с которым Министерство культуры не продлило контракт, работает над новой постановкой. Репетиции идут, но никаких подробностей театр не раскрывает.

В прошедшем сезоне в Александринском театре сменился главный режиссер — им стал Никита Кобелев, выпускник мастерской Олега Кудряшова (ГИТИС), несколько лет проработавший в Театре имени В. Маяковского под руководством Миндаугаса Карбаускиса. Николай Рощин, занимавший эту должность в течение семи лет, продолжает сотрудничество с Александринским театром. У обоих будут в театре новые постановки. Так, Никита Кобелев готовит на Новой сцене спектакль по роману Льва Толстого «Воскресение» — премьера будет в феврале. Тогда же на 7 ярусе пройдет премьера спектакля Кирилла Люкевича «Мейер» по роману Сергея Кемпо — в рамках празднования 150-летия со дня рождения Всеволода Мейерхольда. А в рамках «Монологов в царском фойе» патриархи сцены Эра Зиганшина и Николай Мартон сыграют спектакль по переписке Екатерины Второй и Вольтера. В ближайших же планах Александринского — анонсированная ранее премьера спектакля Константина Богомолова «Мать» по роману М. Горького. Это будет авторское сочинение по мотивам, новая, современная история, вдохновленная текстом романа и его атмосферой. Режиссер переносит действие в наши дни, чтобы исследовать семейные отношения двух поколений одной семьи: матери, отца и сына. Главные роли сыграют Янина Лакоба, Петр Семак и Иван Волков. Первые показы состоятся 4, 5 и 6 ноября в рамках фестиваля «Александринский».

Сам фестиваль пройдет с сентября по ноябрь и представит постановки Национального театра в Белграде (Сербия), Чеченского драматического театра имени Ханпаши Нурадилова (Грозный), Национального академического театра имени Габриэла Сундукяна (Ереван), а также выступления коллективов из Дагестана.

Еще один крупный театральный форум — фестиваль «Балтийский дом», многие годы знакомивший петербуржцев с новинками европейского театра, объявил программный разворот на 180 градусов. В афише фестиваля с девизом «Взгляд на Восток» представлен современный театр Индии, этнический театр национальных республик (Якутия, Калмыкия, Улан-Удэ), а также студенческие постановки театральных вузов Москвы и Петербурга. Как заявляют организаторы, XXXIII Международный фестиваль «Балтийский дом» поможет взглянуть на театр Востока более пристально, как на театр, с которым нас многое объединяет и у которого есть чему поучиться».

Одним словом, хинди руси бхай бхай… Впору переименовывать фестиваль в «Восточный дом». А что еще делать, когда от прежнего дома остались только воспоминания?

Екатерина Рыбас, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях