![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/f55fb032425e4215387ccee5eeb16d5123ffac63a_2000_1333.jpg)
В Музее Академии художеств показывают дипломные работы живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов. Архитектурные проекты похожи на красивые — даже слишком — мечты, живопись — на законсервированный
Академия художеств — место не столько про художества в современном понимании, сколько про Академию. То есть систему, не предполагающую привычного современному зрителю романтического самовыражения художника. «Я художник, я так вижу», — вообще не про АХ; парадоксальным образом жесткая форма создает пространство для метафоры, то есть наполнения несколькими смыслами. В периоды, когда актуально и возможно прямое высказывание, академический продукт кажется оторванным от реальности, «большая» форма будто спит. Но для «грозных времен», как говорил один из героев трилогии Питера Джексона, нужны другие песни. Тут-то и начинает работать большая серьезная академическая форма. Ее для этого и придумали.
Самое представительное искусство в Академии — живопись, неслучайно главный академический бренд — мастерская монументальной живописи под руководством Александра Быстрова. От нее на выставке есть эскиз мурала «Перерождение мира» Андрея Богдана, сделанный для «Севкабель Порта»: напоминает одновременно росписи Микеланджело и класс рисунка в космосе — гипсовые слепки в невесомости. Как это часто бывает в Академии, следование за формой создает ритмичную декоративность и ощущение, что вы где-то это уже видели. Скупая палитра добавляет суровости. Надо сказать, стилистически современная академическая живопись восходит не к академизму
Кроме монументалистов в Академии есть станковисты, реставраторы, мастера церковно-исторической живописи. В Рафаэлевском зале музея (где в торце стоит гипсовый Диоскур) зрителя встречает работа Наталии Михайловой «Именины» (мастерская Юрия Калюты): красное цветовое пятно из платья героини и мебельной обивки, темный фон и каталог, открытый на репродукции портрета инфанты Маргариты кисти Диего Веласкеса. Места для фантазии немного — это признание в любви испанцу, название «Именины» перекликается с его «Менинами», не говоря о повороте головы героини. Хорошая живопись: художница увлеченно орудует красными рефлексами и трактует форму общо, «живописно».
![«Именины»](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/2a971ceea5535a428471cf855597d60b2365f6182_1280_960.jpg)
Помянутая декоративность академических работ иногда создает диссонанс: «Среда обитания» Ивана Мясникова (мастерская Юрия Калюты) показывает заснеженную свалку и человека с мусорным мешком, казалось бы — хтонь, но академичность исполнения позволяет отстраниться, увидеть мусор как цветной витраж. Так же работает триптих Хелки Ханнес «Беженцы» (мастерская Хамида Савкуева): по-византийски золотому фону вьется проволочный забор, за ним — ребенок в противогазе с перевязанной рукой и спящие вповалку люди. Статика фигур дает возможность наполнить работу почти любым размышлением по теме, вводных мало: бездомная бедность, травмы, забор между нами и ними. В схожей интонации выдержана работа Полины Неждановой «Мария Примаченко» (мастерская Хамида Савкуева) — это посвящение украинской художнице, работы которой погибли при пожаре в Историко-краеведческом музее в поселке Иванков Киевской области в феврале прошлого года.
![«Мария Примаченко»](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/15e885c80db44d4c21ff3971ad407b6b23af6b738_1280_960.jpg)
![«Беженцы»](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/a4715ae3f48e64848f4ba430eb5c7918239679666_2000_1331.jpg)
![«Среда обитания»](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/8216185b12e3a643e22ba6c60cace6c5236c05dce_1280_960.jpg)
У станковистов есть и то, что просто радует глаз: Анна Кондратьева в серии «Свет и тень» (мастерская Юрия Калюты) показала отдел слепков Музея Академии, получилась абсолютно внутренняя (и нежная) история. В графике выделяется серия листов Екатерины Романовой к книге «Пословицы и поговорки» (шелкография, офорт, мастерская Александра Заставского): полный треш и карнавал под видом диплома. Пироги с глазами, выклеванные глаза ворона, оторванные человеческие носы (расчлененка!) рядом с разделанными свиными тушами, наконец, радикальная социальная реклама «Тише едешь — дальше будешь» с разбитым авто на трассе. Сочетание кулинарно-бытового сюра-угара и тщательной проработки слегка пугает, как если бы сериал «Ганнибал» был комедией. Ну или «Метод».
![«Пословицы и поговорки»](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/d34ad68916813443df3797b7b124dad523b04b424_1280_960.jpg)
![«Пословицы и поговорки»](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/a604fbcb4f1ffbcc3a0a1bf35c3e6fde23ed27b10_1280_960.jpg)
![«Пословицы и поговорки»](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/28ab9856f365fbebb5592e918e5cdd9b23b9a3282_1280_960.jpg)
![«Свет и тень»](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/676dffc408ef8099b74eab1c1f56320b23ca9a33d_960_1280.jpg)
![«Свет и тень»](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/c81513548d6292e992f36088be934a3923d009fd6_960_1280.jpg)
![«Свет и тень»](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/e798ec0231554fcabc8d27088db099b723ad9223f_960_1280.jpg)
Из книжных иллюстраций выделяется и серия Юлии Яцук по мотивам романа «Двенадцать стульев» (мастерская Андрея Скляренко): экспрессионистская, она напоминает работы современного российского художника Андрея Кузькина и не намерена обаять вас комическим зарядом.
Может вогнать в ступор серия листов Дмитрия Поддубного «Я. Донецк.
![«Я. Донецк. <nobr class="_">Шахта 17–17</nobr> БИС»](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/f123f3150566f00aa85daa7ed55b7fdd2303d478f_1280_960.jpg)
![«Я. Донецк. <nobr class="_">Шахта 17–17</nobr> БИС»](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/7c0e72c9aa131317736ccd5abed2204b23aa075f9_1280_960.jpg)
Из актуального в академических дипломах можно усмотреть даже деколониальный мотив: в «Чувашской свадьбе» Алины Хоняк (мастерская монументальной живописи под руководством Александра Быстрова) или «Мифах бушменов» Марии Синицыной (мастерская станковой графики, руководитель Андрей Скляренко). Но помните: Академия — капсула времени, попадая в нее, надев доспех академической формы, любая тема становится «вечной»; так и чувашская свадьба скорее напоминает о советских идентичностях-конструктах. Понимая это, забавно наблюдать, насколько эта (советская) традиция не бьется с мейнстримом, кто бы что ни говорил.
![«Чувашская свадьба»](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/17ff565773b774dd16b1a9d33068688123416ddb6_2000_1331.jpg)
Фишка Академии — огромная инерция и «накопительный» эффект, благодаря которым в вуз стремятся самые разные люди (студент из Финляндии, молодой художник из Донецка), а он всё еще в состоянии это разнообразие переварить. Получается, сохранить палитру можно, удерживая ту самую жесткость формы. Поэтому в 2023 году академическая условность похорошела — там всё стабильно, это нынче редкость.
Анастасия Семенович, специально для «Фонтанки.ру»
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/f55fb032425e4215387ccee5eeb16d5123ffac63a_2000_1333.jpg)
![«Именины»](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/2a971ceea5535a428471cf855597d60b2365f6182_1280_960.jpg)
![«Чувашская свадьба»](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/17ff565773b774dd16b1a9d33068688123416ddb6_2000_1331.jpg)