17-летний Слава получил работу в студии Pierro, создавшей несколько культовых аниме-сериалов. «Фонтанке» он рассказал, сколько 11-классник может заработать на аниме и при чем здесь Басков.
Пока российские суды пачками запрещают ссылки на аниме, подростки находят своё профессиональное будущее в индустрии японской мультипликации. 17-летний Слава из Петербурга получил работу в студии Pierrot ещё до окончания школы. Пока что известному под ником EVAKOI художнику приходится совмещать создание аниме-миров с подготовкой к ЕГЭ.
— Слава, расскажите, как вы начали рисовать?
— Рисовал я, по большему счёту, с самого детства. Естественно, без каких-либо высших целей, весело проводил время, баловался. В художественной школе практически никогда не учился, проходил курсы недели две в художественной студии, ничего особенного. В основном обучение мое заключается в копировании работы профессиональных художников, изучении поз, в практике. Я не могу сказать, что сейчас рисую на высоком уровне, впереди ещё огромный путь, который мне надо преодолеть.
— Как вы нашли работу в Pierrot?
— Скорее они нашли меня. В конце января я получил письмо на почту с предложением работы в одной из важнейших серий анимационного сериала «Черный клевер» в качестве ключевого аниматора. Затем последовали предложения и от других студий, таких как Cloverworks, Science SARU, A-1 pictures и студии Bind. От многих заказов приходится отказываться, но некоторые я беру. Получить такие заказы для меня стало возможным только с помощью публикации своих работ в «Твиттер» и «Инстаграм». Выкладываю ещё во «ВКонтакте», но понятно, что там никаких японских менеджеров нет. Я третий такой аниматор в индустрии из России, первыми двумя были 0nePeach и Олег BBWB.
Японская компания Pierrot выпускает аниме с 1979 года. Студия известна телевизионными сериалами «Наруто», «Блич», «Крутой учитель Онидзука». Манга и аниме «Наруто» приобрели большую популярность как в Японии, так и за её пределами. Суммарные продажи 72 томов манги превысили 205 миллионов экземпляров.
— Опишите, как проходит ваше сотрудничество?
— Я ключевой аниматор и занимаюсь, собственно, самой анимацией. Режиссёры рисуют раскадровку, упрощённые картинки, которые показывают базовую информацию о сцене: например, положение камеры и персонажа, описывают действие. Такая раскадровка обычно сопровождается комментариями режиссёра анимации на японском. Читать их, кстати, очень сложно, текст рукописный, как у врачей. Далее я рисую лейаут (прорисованная раскадровка. — Прим. ред.) или черновую анимацию. На этом этапе важно показать движение всех объектов в сцене, нарисовать эффекты. Все анимации, которые я делаю, — покадровые, то есть каждый кадр — это отдельный рисунок, как было, например, в традиционных советских студиях вроде «Союзмультфильма». После идёт чистовая анимация. Режиссёр проверяет работу и говорит, где какие детали подправить. С их учётом я прорисовываю каждый кадр по отдельности, слежу за тем, чтобы персонажи чётко соответствовали дизайну из студии. На работу всегда дают по-разному, от двух месяцев до одного дня. Зарплата небольшая, до 30 тысяч в месяц, но особо в полную силу я ещё не работал, совмещаю со школой.
— Какие гаджеты и программы вы используете для работы?
— Графический планшет за 10 тысяч рублей и программу Clip Studio Paint на компьютере.
— Над какими известными проектами удалось поработать?
— «Чёрный клевер», Wonder Egg Priority, пара ещё не вышедших аниме. Работал и в отечественной студии «Делай» над анимационным клипом для Николая Баскова «Зараза».
— На каком языке общаетесь с работодателем?
— Японский, иногда английский. В основном всё же японский с парой переводчиков, язык я знаю плохо.
— Хотели бы перебраться в Японию?
— Нет, в Японию уезжать не хочу, возможно, просто посетить как турист.
— Тяжело ли совмещать учёбу и работу? Вы же в 11-м классе, многие школьники только и успевают, что готовиться к ЕГЭ.
— Учусь много с 11 до 16, потом с 17 до 20 хожу на занятия для подготовки к ЕГЭ.
— Какие мультики вам нравились в детстве?
— Различные, начиная от традиционных диснеевских и «Пиксара» (последние до сих пор приносят настоящее удовольствие, например «Душа»), заканчивая «Аватаром Аангом» за авторством Брайана Кониецко и Майкла Данте Димартино из студии Nickelodeon.
— Когда и почему начали увлекаться аниме?
— Я бы не стал говорить, что сильно и серьёзно увлечён аниме. В сравнении с настоящими фанатами, количество просмотренных мною сериалов достаточно мало, около 200 или что-то такое. В основном меня, конечно, интересует анимация, она действительно очень развита в Японии. За 60 лет сделать до 16 тысяч различных мультипликационных сериалов — естественно, в такой среде рождаются гении, настоящие самородки-аниматоры с собственным стилем и характерными чертами работ. Из самых известнейших, например, Хироюки Окиура, Норио Матсумото, Йох Йошинари и Ютака Накамура. Аниме сейчас настолько обширная индустрия, что можно долго спорить о том, что же она из себя на самом деле представляет. Я бы сказал, что это тип искусства, как кино или литература. В составе аниме множество знакомых жанров: детективы, триллеры, комедии, романтика, трагедии и боевики. Бывают как хорошие работы, так и откровенно неудачные. Сейчас, когда аниме делают люди со всего мира, его смотрят люди со всего мира, мы можем лишь сказать, что аниме — это бренд.
— Чем занимаются ваши родители?
— Моя мать преподаватель, отец дизайнер и арт-директор. Я из Барнаула, но с 4 лет живу в Петербурге.
— В одном из интервью вы говорили, что близкие не сразу начали вас поддерживать в вашем увлечении аниме?
— Мои близкие вряд ли рассматривали моё желание рисовать как что-то действительное, когда я начинал. Со временем я всё больше погружался в желание анимировать. Мои родные поверили в меня и в мои стремления, я очень этому рад. Про увлечение самим аниме — я бы не сказал, что они меня не поддерживали. Скорее, обсуждали со мной, что я смотрю, чтобы это не выходило за рамки. Пару сериалов мы смотрели вместе, например «Город, в котором меня нет». Однажды ходили вместе в кино, на фильм Макото Синкая «Дитя погоды».
— Если бы вас спросил взрослый человек, ничего не понимающий в аниме, что это такое и чем оно так увлекает, что бы вы ответили?
— Я не знаю. Аниме может настолько отличаться одно от другого, каждый находит в нём свои интересы, в конце концов, это просто анимация, которая рассчитана на более взрослую аудиторию.
— Чем аниме принципиально отличается от других жанров?
— Оно не так наивно, как мультфильмы детские. Бывает даже перебор с серьёзностью. Например, анимационный фильм Хаяо Миадзаки «Могила для светлячков» — это настоящий протест против войны, который по-настоящему тяжело смотреть даже взрослым людям. А вот подростковую аудиторию аниме привлекает как тренд, хотя это не всегда так работает, я думаю.
— Куда планируете поступать?
— В высшее учебное заведение, по возможности связанное с анимацией и мультимедиа.
— О чём вы мечтаете?
— Нарисовать собственные истории. Хочу помочь российской индустрии мультипликации обрести большее количество специалистов, просто заниматься любимым делом и развиваться.
Беседовала Лена Ваганова, «Фонтанка.ру»