Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Куда пойдем сегодня Театры Мещанская семейка Аддамс. Как спектакль по Горькому уподобился культовой черной комедии

Мещанская семейка Аддамс. Как спектакль по Горькому уподобился культовой черной комедии

11 226
Сцена из спектакля «Мещане»
Источник:

В ТЮЗе имени А. А. Брянцева прошла премьера спектакля «Мещане» в постановке Елизаветы Бондарь

Внимание к будущей премьере было привлечено еще летом: в конце августа в официальных аккаунтах театра появился странный пост, обещавший спектакль о сегодняшнем дне где есть «и либералы, и жиды, и люди системы и РЦП, митинги» и т.д. Возмутительную публикацию убрали, фигуранты принесли извинения. Однако желание узнать, что же там в спектакле, осталось. Так вот ничего подобного в новых «Мещанах» нет — режиссер Елизавета Бондарь слишком умна для столь прямолинейных мыслей. Правда, и обещанные сегодняшние реалии, через которые должен был осмысляться сюжет, в спектакле присутствуют лишь декоративно и фрагментарно.

«Мещане» — не самый очевидный материал, который ожидаешь увидеть в постановке молодого режиссера. С этой пьесы, написанной сто с лишним лет назад, началась драматургическая биография Максима Горького. В дебютной драме начинающий автор шел по стопам Чехова, который, собственно, настоял на ее создании. Но выпущенный в МХТ спектакль серьезного успеха не имел и быстро сошел с афиши. Зато в советское время ее ставили регулярно, и лучшей считается версия Георгия Товстоногова 1966 года — на сцене БДТ. В новом столетии новые смыслы и формы нашел Кирилл Серебренников, поставивший Горького во МХАТе в 2009 году.

Дом зажиточного мещанина Бессеменова (Александр Иванов) полон обитателей: это родные дочь Татьяна (Алиса Золоткова) и сын Петр (Максим Подзин), воспитанник Нил (Кузьма Стомаченко), трудящийся машинистом на железной дороге, поденная работница Поля (Анастасия Казакова) и ее папаша, ловец птиц Перчихин (Артемий Веселов), вдова тюремного смотрителя Елена (Анна Слынько), снимающая здесь угол, нахлебник — певчий Тетерев (Иван Стрюк), и, конечно же, любимая супруга Акулина Ивановна (Василина Стрельникова). Все то и дело ссорятся, младшие конфликтуют со старшими, но и внутри одного поколения лада тоже нет.

Драма о взаимоотношениях отцов и детей — отличная возможность для актуального нынче разговора о том, что жить, делая вид, что мир не меняется, как минимум удивительно. Изменить положение дел в большей степени способны молодые люди, еще не знающие страха перед будущим.

Болезненный сюжет Елизавета Бондарь (здесь она выступает как режиссер и сценограф) помещает в пространство современного дома, обставленного узнаваемой мебелью: такие кровати, столы, стулья, кухонный гарнитур, посуда встречаются, например, в «Икее». Усредненность, типичность обстановки рождает ощущение неживого пространства, а вскоре становится понятно: здешние жильцы и в самом деле то ли давно и совершенно мертвы, то ли полумертвы. Для большей убедительности, что перед нами, допустим, зомби, лица артистов покрыты слоем светлой пудры, актрисам вдобавок подчеркнули глаза, густо их обведя, и губы. Не лица — жутковатые маски! А если стукнуть кого по спине, похлопать самому себе по груди или тряхнуть головой, вверх взметнутся густые облачка пыли, словно из старой и видавшей виды обивки.

Визуальная форма подкрепляется репликами: обращаясь к Петру, певчий Тетерев говорит: «Замечаете ли вы, что у пьяненького, подержанного птичника — жив дух и жива душа его, тогда как вы оба, стоя на пороге жизни, — полумертвы?»; «Что можно сказать о смерти до поры, пока не умрешь?», — философски замечает Нил.

Аккуратно состаренные костюмы образца 1900-х (художник Алексей Лобанов) завершают общее впечатление: героев словно вытащили из затхлых могил и теперь пытаются как-то вернуть к жизни. От этого возникает невольная киноассоциация с семейкой Аддамс: Бессеменовы и примкнувшие к ним постояльцы так же выразительно раскрашены, носят мрачные одежды, отношения выясняют с огоньком, травятся от души, хоть и без толку.

Будучи по образованию оперным режиссером, Елизавета Бондарь тщательно проработала с каждым артистом голосовой рисунок его героя. Здесь с индивидуальностью и запоминаемостью — полный порядок: Татьяна полупищит-полувзвизгивает, Петр — «окает», словно пытаясь таким образом влиться в гущу народа, представители этой гущи — Перчихин, Поля и Нил — тоже «окают», но вроде как по-настоящему, хозяин дома предпочитает басовые или хрипящие интонации, Елена говорит фистулой.

Сцена из спектакля «Мещане»
Источник:

Контрапунктом к музыкальному сюжету развивается пластический: изломанные, декадентские Татьянины позы, жесты, мимика и застывшая как будто навсегда инфернальная улыбка Поли, резкие, размашистые Ниловы движения и «заводные» — Петра, Елена жеманится и манерничает, а Василий Васильевич и Акулина Ивановна предпочитают синхронные перемещения в пространстве. Все вместе соединяется в занятную и самодостаточную, самоценную партитуру, которая не нуждается в дополнительном антураже в виде сценографии, сверхзадачи и т.п.

Артисты дисциплинированно и вдохновенно выполняют полученные установки, но в том-то и дело, что приемы, так изобретательно придуманные Бондарь и реализованные исполнителями, исчерпывают себя уже где-то к середине общего хронометража, если не раньше.

А что же современность? За нее в «Мещанах» «отвечает» охранник в камуфляжной форме (Никита Остриков). Он материализуется в паузах между актами, после того, как герои удаляются в черноту под сценой. Обходя дозором дом неназванного нувориша, молодой человек каждую смену читает дневниковые заметки, как несложно догадаться, сегодняшних Бессеменовых: отец рассказывает о нажитом в 1990-е состоянии, Петр был задержан на митинге, куда попал случайно, но из вуза отчислили, переводчица с норвежского и английского Татьяна страдает от анорексии и мечтает о простом женском счастье. Краткие охранниковы дивертисменты выполняют скорее утилитарную функцию — заполняют паузы, пока артисты готовятся снова выйти на сцену. И, конечно, служат чем-то вроде звена между текстом начала прошлого века и современными событиями.

Описывая отношения в одной большой семье, Горький писал, конечно, не про частные случаи противоречий и вражды между родителями и детьми и страдания, которые они приносят, а про смену эпох. А с ней — про смену всевозможных правил и установок, от психологических до нравственных. Но этот конфликт режиссер, в общем-то, минует, как и буквально напрашивающиеся другие, содержанию предпочитая чеканную, хоть и монотонную, форму.

Понять же авторскую мысль не столь сложно: мертвы здесь все — и те, кто держится за старое, и те, кто рвется к новому, и неопределившиеся. А выход, по всей видимости, только один и безальтернативный — в преисподнюю. Обидно, что ее проговаривание занимает почти два часа, хотя суть ясна еще в самом начале.

Наталия Эфендиева, специально для «Фонтанки.ру»

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях