Компания Uber сообщила об убытках. По условиям создания совместного предприятия между Uber и «Яндекс.Такси» доля американской компании в бизнесе составляет 38 процентов. В такой же пропорции разделяются прибыли от совместной деятельности, а также убытки.
В документах, поданных Uber в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (ту самую SEC, с которой воюет Илон Маск), в частности, приводятся цифры убытков совместного предприятия за 2018 год – 42 миллиона долларов. Эти сведения 12 апреля публикуют «Ведомости».
Поскольку эта цифра представляет 38 процентов от общей суммы убытков «Яндекс.Такси», несложно вычислить, что общие потери этого бизнеса составили примерно 110 миллионов долларов.
При этом у самого Uber по итогам года общая прибыль от работы на всех рынках, где присутствует компания, составляет 1 миллиард 312 миллионов долларов. На фоне этой цифры потери компании в России не выглядят как серьезная неудача.
Интересно, что у себя «дома», в США, Uber тоже понес в 2018 году убытки, но на куда более значительную сумму – 2,726 миллиарда долларов. Правда, эта сумма с лихвой покрывается прибылью в 4,038 миллиарда, полученной в других странах. 2018 год стал первым годом за последний период, когда компания получила прибыль.
По условиям контракта Uber с Yandex американцы не имеют права продавать свою часть СП ранее февраля 2021 года, какие бы убытки им этот бизнес ни приносил. Но и после этого преимущественным правом выкупа будет обладать «Яндекс».
При этом никто из менеджмента Uber не участвует в оперативном управлении совместным предприятием, то есть не вмешивается в повседневную работу, а лишь имеет места в совете директоров. Более того, в документах, поданных в SEC, отмечается, что, поскольку «Яндекс.Tакси» действует не только в России, но и в странах СНГ, в некоторых из них обе компании оказываются фактически в положении конкурентов.
Отметим, что, несмотря на прямой запрет, такая «конкуренция» де-факто существует и в российском СП. Многие клиенты жаловались на то, что водители СП часто отдают предпочтение тем, кто заказывает поездки через «Яндекс», поскольку якобы такие поездки водителям выгоднее, чем те, которые заказаны через Uber.
В феврале 2018 года Uber и «Яндекс.Такси» закрыли сделку по объединению сервисов, инвестировав соответственно 225 и 100 миллионов долларов в новую компанию. По условиям сделки, около 59,3% в СП получил «Яндекс», 36,9% – Uber, еще 3,8% – сотрудники. Также Uber передал в СП 345 миллионов долларов, контракты, в том числе на доставку еды, и некоторых сотрудников в регионе.