Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) предложил ввести в России свободный оборот «деперсонализированных» пользовательских данных. Об этом сообщает 28 января «Коммерсантъ» со ссылкой на законопроект.
Сейчас в законе четко не определено, кому принадлежат персональные данные. Из-за этого некоторые операторы персональных данных распространяют их на коммерческой основе без согласия субъекта, а другие, наоборот, боятся ими торговать, что сдерживает развитие легального рынка.
ФРИИ предлагает ввести термин «деперсонализированные данные» и обеспечить их свободное обращение на рынке. Таким образом, бизнес сможет покупать информацию, если гражданин даст согласие на ее обработку, и отчислять в его пользу процент от сделки. По мнению авторов инициативы, россияне смогут таким образом зарабатывать до 60 тысяч рублей в год. Но граждане могут и не давать согласия на обработку данных, чтобы исключить их из оборота.
Ранее в Госдуму был внесён законопроект, который обязывает операторов больших данных получать согласие пользователей на сбор и обработку больших данных (Big Data). Под этим термином понимается совокупность не содержащей персональных данных информации о физических лицах и их следах в интернете: покупки в магазинах, отметки геолокации и т. д.
Участники Ассоциации больших данных отмечают, что объем этого рынка в течение пяти лет может достичь в России 500 – 800 млрд рублей.