В клуб «Феникс» каждую неделю приходят примерно шестьдесят человек. Это люди разных возрастов и профессий, но их объединяет одно – психиатрический диагноз, инвалидность. Такие люди зачастую становятся изгоями в обществе, замыкаются в себе. Клуб даёт им возможность почувствовать себя нужными другим, не отрываться от жизни. Да и просто есть с кем попить чаю, поговорить.
Человек в ремиссии, выписан из больницы, оформлена инвалидность, небольшая пенсия, работать не может. Человек замкнулся в своем доме, в кругу близких или вовсе остался один. С 2000 года «Феникс» помогает таким людям – они собираются вместе, слушают лекции, ходят в театры, рисуют, играют на фортепьяно, чай пьют вместе, наконец. Одинокому человеку иногда просто необходимо, чтобы было куда пойти, поговорить и выпить чаю.
Помещение для встреч бесплатно предоставляет Психоневрологический диспансер Фрунзенского района. В разное время работа клуба поддерживалась Ассоциацией психиатров Петербурга, в рамках которой «Феникс» начал свою работу, Женевской инициативой по психиатрии, программой малых грантов Консульства Нидерландов, ПНД Адмиралтейского и Фрунзенского районов, Армянской общиной Петербурга и другими.
«Феникс» помогает преодолевать стигму, одиночество, чувство собственной ненужности, бедность – то, что наши подопечные называют своими главными проблемами, – говорит Ольга Рябова, бессменный руководитель клуба с момента основания. – Возможность приходить сюда, общаться, вместе ходить в театры, слушать музыку делает жизнь людей ярче и интереснее, очень важным является чувство психологического комфорта, нередко клуб помогает наладить отношения в семьях, с близкими людьми».
«Феникс» знавал лучшие времена – была программа поддерживаемого трудоустройства, восемь лет с 2000 года в клубе действовала отлично оборудованная кухня, где готовили обеды сами члены клуба для себя же, три года работала прачечная и парикмахерская. Теперь этого нет – обеды заменены чаепитием с выпечкой, находятся благотворители, которые предоставляют булочки и пирожки, за которыми, впрочем, как и за другими гуманитарными продуктами, отправляются с сумками сами члены клуба.
Вы иронично улыбаетесь при словах «гуманитарная помощь»? Вам кажется, что это было давно, а сейчас времена изменились? Но, как говорила героиня известного фильма, «времена всегда одинаковые». Те, кто приходит в «Феникс» – люди с минимальной пенсией по психическому заболеванию, на работу им не устроиться, да и не могут они практически нигде работать без специальных условий и понимания работодателями и коллективом того, что рядом – человек с такой проблемой. Поэтому у такого человека, как правило, нет никаких доходов, кроме небольшой пенсии. И хорошо, если есть любящие родные.
«Устала от больниц, хочется это забыть. «Феникс» нужен, чтобы не попадать в больницу часто и вообще не попадать. Что делать дома? Лежать? А тут для других что-то делаю. Клуб нужен, чтобы общаться с людьми, что-то узнавать. Немного музицирую для себя и других на пианино в «Фениксе» (дома у меня нет пианино). Много значит возможность бывать в театрах, в Филармонии», – говорит пятидесятилетняя Елена.
Евгению 43 года, клуб – единственная для него возможность социализации и самореализации: «Меня в «Фениксе» любят и уважают. Я очень стараюсь для всех. Много езжу по городу, чтобы помочь клубу: отвожу письма в разные театры и фирмы. Благодаря этому «Феникс» много ходит на концерты и в театры, получает продукты для чаепитий. Меня это очень радует, хочу и дальше выполнять эту работу. В клубе я стал другим, активным человеком. Очень боюсь, что клуб закроют. Не представляю, как я буду без него».
Марату 31 год, и вот для чего ему нужен клуб: «Для общения с людьми. Чтобы можно было сходить на концерты. Попить чаю. Чтобы чувствовать, что я не один в своей болезни. Я рад, что клуб находится рядом с домом».
Но в «Феникс» приезжают с разных концов большого города, потому что у нас для человека с психиатрическим диагнозом и его близких нет подобных мест.
Ольга Рябова прислала нам большое письмо, где просила поименно поблагодарить всех, кто помогает и поддерживает «Феникс», который не получает ни субсидий, ни грантов – абсолютно никаких, только бесплатно ему предоставлено помещение, а все остальное – на общественных началах. Обычно мы не публикуем такие письма, но тут решили сделать исключение.
«Нам очень важно, чтобы в публикации были названы имена людей, которые нам помогают или помогали, – пишет Ольга Рябова. – Это: руководитель Санкт-Петербургской Ассоциации психиатров, профессор Точилов В.А.; сотрудники ПНД Адмиралтейского района (руководитель Тадтаев В.А.) и Фрунзенского районов (руководитель Бреслав Б.Э.); Карен Мкртчан и Давид Алоян – представители Армянской общины Санкт-Петербурга; Анастасия Лесняк, Людмила Святенко – психологи-волонтеры; Мария Филатова, Ольга Изюмова – руководители кружка рисования; Татьяна Сметанина, Нина Христич, Елена Карпова – волонтеры-универсалы; благодарим также многочисленных волонтеров – членов клуба, а также их родственников, которые ведут большую работу на пользу клубу».
Дмитрию 30 лет, он не может учиться и не может работать, хотя раньше в его жизни было и то, и другое. Но недуг не оставил вариантов, вот что молодой человек говорит о клубе: «Я люблю здесь работать на компьютере, пить кофе, играть в теннис, ходить на концерты. Клуб нужен для общения с собратьями по несчастью. Для моральной поддержки. Для работы с психологом. Для социализации в обществе. Когда хорошее настроение – для творчества ради клуба».
Галина Артеменко, «Фонтанка.ру»