ПДД не разрешают охранникам и инкассаторам парковаться на тротуарах. Однако сотрудники охранных фирм и банков убеждены, что их служебная необходимость важнее прав пешеходов. Объяснения находятся даже в словаре Ожегова. «Стопхамовцы» не согласны. А вот юристы знают лазейки.
Такие противоречия нередко приводят к конфликтам. Только за последнюю неделю журналист «Водителя Петербурга» несколько раз наблюдал проезд инкассаторских броневиков по тротуарам. Например, автомобиль Банка ВТБ припарковался прямо у входа станции метро «Площадь Восстания».
А попытка сотрудников охранной фирмы «Титан» проехать по тротуару у дома 14 по проспекту Художников привела к столкновению с активистами движения «СтопХам».
Коммунальный интерес
Отвечая на запрос нашего журналиста о праве охранников и инкассаторов проезжать и парковаться на тротуаре, в центральном аппарате ГИБДД напомнили, что действующие Правила дорожного движения (пункт 9.9) разрешают это только машинам дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также транспортным средствам, подвозящим грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у тротуаров или пешеходных дорожек. Причем только при отсутствии других возможностей подъезда и обеспечении безопасности движения.
«Подъезд к объекту должен выполняться по кратчайшему пути, и при этом недопустимо пересекать газон, отделяющий тротуар от проезжей части. Находясь в разрешенных случаях на тротуаре, обочине или пешеходной дорожке, водитель транспортного средства, естественно, не обладает никакими преимуществами перед пешеходами», – поясняет заместитель начальника отдела ГИБДД Сергей Полионович.
Водители специализированных автомобилей чаще всего руководствуются внутренними инструкциями и наставлениями. Так, подготовленный Банком России стандарт «Инкассация и перевозка ценностей» предусматривает, что спецавтомобиль должен припарковаться «дверь в дверь» или как можно ближе к зданию объекта, а водитель не может выключать двигатель. Этот стандарт не является нормативным актом и носит исключительно рекомендательное значение, но интересы инкассаторов он ставит априори выше норм ПДД. В частности, остановка спецавтомобиля по требованию ГИБДД допускается только на стационарном посту (при этом открывать двери и покидать «броневик» запрещается), а сама по себе попытка сотрудника полиции остановить инкассаторский фургон квалифицируется как нештатная ситуация.
Интересами безопасности, причем безопасности пешеходов, объяснили действия своих сотрудников и в Банке ВТБ. «Обслуживание банкоматов (фактически работы по погрузке-разгрузке ценностей) создает зону повышенного риска в связи со значительной ценностью перевозимого имущества и создаваемой в связи с этим опасностью для жизни и здоровья окружающих людей и самих инкассаторов. Автомобиль службы инкассации вынужденно был остановлен на тротуаре недалеко от входа в вестибюль станции метрополитена. В противном случае, учитывая интенсивность пассажиропотока и участившиеся случаи небезуспешных попыток вооруженных ограблений инкассаторов различных банков, длительный маршрут следования охраны к объекту инкассации в случае противоправных действий третьих лиц мог бы подвергнуть опасности окружающих», – пояснили в пресс-службе кредитной организации.
В одном из банков, объясняя правоту своих водителей, апеллируют к словарю Ожегова. «Деньги – это особый товар, являющийся мерой стоимости при купле-продаже. Следовательно, если инкассаторы загружают банкомат, они подвозят груз к объекту и вправе делать это в том числе по тротуарам и пешеходным дорожкам. Разумеется, уважая интересы пешеходов», – отмечает представитель банка.
Отметим, что ПДД разрешают устанавливать на спецавтомобили проблесковые маячки бело-лунного цвета. Их можно использовать для привлечения внимания полиции в случае нападения, но никаких преимуществ в движении они не предоставляют.
Цель оправдывает средства
Генеральный директор охранной фирмы «Титан» Сергей Алексеев объясняет действия подчиненных крайней необходимостью. Ведь в инциденте со «СтопХамом» охранник сообщил активистам, что едет по сигналу тревожной кнопки, и даже предупредил об ответственности за последствия, если из-за задержки не сможет задержать грабителя. «Сотрудники могут предполагать, что вызов связан с угрозой жизни и здоровью, – ради этого и устанавливается тревожная кнопка», – говорит Сергей Алексеев.
Действительно, КоАП РФ не признает проступком действия, направленные на устранение непосредственно угрожающей опасности – как самому нарушителю или иному лицу, так и «охраняемым законом интересам общества или государства». Однако судебная практика свидетельствует, что такую «привилегию» можно требовать только в самых крайних случаях: «Опасность, обусловливающая приоритет интересов личности, должна быть не абстрактной, а вполне конкретной, содержащей непосредственную угрозу причинения вреда. И устранить ее без нанесения вреда иным охраняемым правом интересам невозможно», – убеждены служители Фемиды. Тогда как Сергей Алексеев не отрицает, что выезжая на вызов, охранники не знают о его причинах. Пояснить, в каких случаях они имеют право проезжать по тротуару, глава охранной фирмы отказался.
Еду где хочу
Далеко не всегда тротуар или пешеходная дорожка в общепринятом значении являются таковыми юридически. Согласно ПДД, тротуаром признается предназначенный для движения пешеходов элемент дороги, примыкающий к проезжей части либо отделенный от них газоном. Пешеходные дорожки должны обозначаться соответствующим знаком. Градостроительные нормы (СНиПы) обязывают устраивать тротуары приподнятыми над проезжей частью не менее чем на 15 см.
Но в тех же СниПах закреплена нормативная ширина тротуара – в зависимости от категории дороги она составляет от 0,75 до 4,5 метра. Поэтому член координационного совета МООА «Свобода выбора» Александр Холодов убежден, что любая часть дороги шириной свыше 4,5 метра является пешеходно-транспортной или даже транспортно-пешеходной зоной. «Главное, чтобы автомобиль заезжал не через бордюр, а, например, через въезд на внутридворовую территорию. Пространство у дома 14 по проспекту Художников, где ЧОПовцы столкнулись с активистами «СтопХам», не отделено от въезда и имеет достаточную ширину», – убежден правозащитник.
Частично такие выводы подтверждаются судебной практикой. Например, в июле 2015 года служители Фемиды освободили от наказания водителя, припарковавшего автомобиль на одной из Советских улиц. Поскольку в этом месте тротуар прерывается, образуя въезд во двор, суд признал это «прилегающей территорией». «Проезд по ней при условии соблюдения Правил дорожного движения не запрещен. Ширина данного проезда позволяет свободно разойтись автомобилю и пешеходам, не создавая помех друг другу», – констатировал Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга.
С другой стороны, проведенная полицией проверка уже подтвердила, что инцидент между охранниками фирмы «Титан» и членами движения «СтопХам» произошел именно на тротуаре. Но четких правил их идентификации не существует. В кадастре недвижимости и региональной геоинформационной системе тротуары вообще не отделены от проезжей части и классифицируются как «дороги общего пользования».