Почему введение уголовной ответственности застройщиков за незаконное привлечение средств дольщиков не поможет обманутым и как бороться с получением госзаказов фирмами-однодневками, «Фонтанке» рассказал гендиректор «Объединения строителей СПб» Алексей Белоусов.
"Введение уголовной ответственности застройщиков сегодня очень нужно для того, чтобы эффективно защищать права дольщиков" – такое распространенное мнение о законопроекте Хинштейна опроверг в беседе с корреспондентом "Фонтанки" Алексей Белоусов.
– Госдума РФ приняла закон о введении уголовной ответственности для застройщиков, незаконно привлекающих средства дольщиков. Это как-то отразится на рынке?
– Думаю, что на строительном рынке ничего не изменится, так как принятый закон является скорее популистским. И это неудивительно – ведь его принятие состоялось в преддверии сентябрьских выборов в Госдуму. Чаще всего в компаниях, находящихся на грани банкротства, собственники, страхуясь, меняют директора. В большинстве случаев – это гражданин другой страны, который, во-первых, находится вне юрисдикции и правового поля Российской Федерации. А во-вторых, за рубежом в принципе нет понятия долевого строительства и соответственно экспата невозможно привлечь к ответственности за незаконное привлечение средств дольщиков.
– В этом году дольщики проводят митинги едва ли не каждую неделю.
– Поскольку, как я уже говорил, близятся выборы, вся эта шумиха, беготня, выступления дольщиков инициированы потенциальными кандидатам в депутаты. Утверждать, что это некое системное явление на строительном рынке, – неправильно.
– То есть проблема с дольщиками не так остра, как кажется?
– За последний год проблема не ухудшилась.
– Добавились проблемы у «СУ-155», «Элиса».
– С компанией «Элис» ситуация пока неясна. Скорее всего, комплекс достроят силами самой компании. По «СУ-155» найден банк-санатор, и, значит, также высока вероятность успешного завершения объектов.
– Государство должно принимать участие в решении проблем обманутых дольщиков? Каким должно быть его участие?
– Пока не будет решена проблема коррупции в административной, строительной, разрешительной, надзорной сферах, пока не появится работоспособное комплексное законодательное регулирование в области долевого строительства, обманутые дольщики будут появляться вновь и вновь. Проблемы рынка долевого строительства можно устранить, только используя системный подход. И вот в этом как раз могло бы помочь государство. Но до сих пор жулики-строители чувствуют себя безнаказанно, ходят по Невскому и едят в дорогих ресторанах. А за те ошибки, которые они вольно или невольно допустили, несут ответственность банки либо другие застройщики, взявшие на себя достройку несданных домов.
– Почему еще никого не посадили?
– Очень сложно доказать умышленное совершение преступления и проследить финансовые потоки. К тому же чем более запутанное дело, тем меньше желания у правоохранительных органов заниматься его расследованием, а у органов госвласти – решать проблемы дольщиков. Все упирается в позицию государства.
– Вы долго занимаетесь борьбой с «фирмами-однодневками», через которые выводят средства со строек. Есть какие-то подвижки?
– С этого года заработал единый реестр строительных компаний, действующих на территории России, – Единый реестр членов саморегулируемых организаций (СРО). В нем содержится информация о том, когда организация получила допуск, на какие виды работ, какой взнос в компенсационный фонд внесла. Этот ресурс позволяет решить целый ряд проблем. Во-первых, приступить к борьбе с так называемыми «недобросовестными» СРО, которые выдают недействительные допуски, «фантики», принимая взносы в компенсационный фонд, но не включая компании в единый реестр. Во-вторых, информация единого реестра поможет выявить организации, которые подделывают допуски, что часто происходит при проведении государственных конкурсов. В-третьих, увидеть уже недействительные допуски, которые у ряда компаний остаются на руках и которыми они пользуются, предъявляя в том числе и в системе госзаказа. Реестр – серьезный инструмент, дающий возможность быстро обнаружить поддельные или просроченные допуски. Вопрос только в том, что органы госвласти не пользуются пока этим ресурсом, многие чиновники даже не знают о его существовании.
– Вопрос, насколько чиновники заинтересованы в том, чтобы выявлять недобросовестные компании.
– Мы с чиновниками находимся в одной лодке, ведь одна из самых больших проблем, с которыми сталкиваются комитеты, это неисполнение госзаказа. То есть появляется такая «липовая» фирма, демпингует, получает госконтракт, а потом не может его исполнить. Теперь есть возможность проверить, действительно ли фирма существует, или только на бумаге, является ли она членом СРО, проходит ли проверки, другую информацию.
– Это работало бы, если бы тендеры проводились прозрачно. Но все же знают, как госзаказы распределяются. Проблема не в том, что не ведется проверка компаний, проблема в сращении чиновников и бизнеса.
– Система саморегулирования не направлена на борьбу с коррупцией. Этим занимаются вполне определенные органы власти. Задача саморегулирования – обеспечить участие в тендерах таких компаний, которые способны выполнить госзаказ, имеют для этого ресурсы и удовлетворительно проходят проверки. Хотя, конечно, косвенно задачу борьбы с коррупцией мы решаем, так как стремимся убрать с рынка фирмы-однодневки.
– В прошлом году был запущен процесс «чистки» отрасли от недобросовестных СРО. На этот год запланированы какие-то проверки?
– На сегодняшний день разрабатываются критерии «недобросовестности» СРО. Думаю, к лету мы сумеем сформировать перечень организаций, которые должны быть проверены Ростехнадзором и Национальным объединением строителей.
– Сколько таких потенциальных кандидатов на выбывание?
– По нашим оценкам, примерно 30 – 40 саморегулируемых организаций, в основном московских и петербургских, имеют прямые или скрытые нарушения. В них состоит несколько десятков тысяч компаний.
– Эта «зачистка» решит проблему фирм-однодневок?
– Как только все будут действовать в соответствии с нормами, определенными федеральным законом, большое количество компаний, которые не могут и не должны работать на строительном рынке, будут вынуждены уйти. Помимо этого, подготовлены поправки в Градостроительный кодекс РФ, которые, скорее всего, будут приняты в ближайшее время. Согласно им, в СРО должны будут вступать только генподрядчики, несущие всю полноту ответственности за своих субподрядчиков. Мелким компаниям больше не нужно будет получать допуски. Кроме того, генподрядчики должны будут делать дополнительные взносы в компенсационный фонд – от миллиона до 25 миллионов рублей. Это некая страховка от неисполнения контракта компаниями. Принятие поправок серьезно изменит всю систему саморегулирования.
– Не получится ли так, что с рынка будут вытеснены небольшие игроки?
– У нас существует целый ряд компаний, ничего собой не представляющих, но желающих участвовать во всех госконтрактах – от строительства Керченского моста за 200 миллиардов рублей до ремонта крыши за 100 тысяч. После принятия поправок такие организации смогут работать только на субподряде, и это правильно.
– Но в итоге резко сократится и сфера саморегулирования.
– Конечно, сокращение количества членов СРО приведет к сокращению количества самих СРО. По нашим оценкам, из тридцати с лишним строительных саморегулируемых организаций в Петербурге останется порядка пятнадцати.
– Что будет с миллиардными компенсационными фондами?
– Если СРО исключают из государственного реестра за нарушения, деньги переводятся в НОСТРОй, а затем возвращаются компаниям. Кроме того, уже два чтения прошел в Госдуме законопроект о переводе средств СРО в банки, уполномоченные правительством страны.
– Это кризисное перераспределение средств?
– Это не перераспределение. Это разумная мера, потому что количество потерь из-за отзыва лицензий у банков, в которых размещались компенсационные фонды СРО, просто фантастическое. По России это 30 – 40 миллиардов рублей. Чаще всего на «крючке» у Центробанка оказывались небольшие банки, директора которых по взаимной договоренности с руководителями СРО давали 0,1% годовых за размещение у них компенсационного фонда, а прибыль выплачивали наличными в руки этим руководителям. Естественно, что именно у таких банков отбирали лицензии в первую очередь.
– Но ведь в итоге пострадали строители, которые заплатили взносы, а потом лишились допусков к работам.
– За прошедшие годы неоднократно говорилось и писалось: уважаемые строители, если вы выбрали СРО, которая готова предоставить вам любые допуски без всяких проверок и на те виды строительных работ, которые вы не можете исполнять, то вы сами берете на себя все риски остаться и без денег, и без допусков.
– В прошлом году на государственные тендеры начали активно заявляться крупные фирмы – «Группа ЛСР», «Эталон». С чем это связано?
– Крупные компании, за спиной которых есть производственные мощности, заинтересованы не только в том, чтобы развивался инвестиционный сектор, но и в альтернативных вариантах привлечения средств и загрузки мощностей. Диверсификация рисков позволяет выжить в непростой период.
– Получается, мощности крупных компаний недозагружены?
– В период непростой экономической ситуации на рынке задача загрузки мощностей стоит перед каждой крупной компанией. При этом объемы работ на рынке снизились меньше, чем продажи жилья. Компании строят за счет собственных средств.
– Сохраняется ли еще у компаний подушка безопасности? Себестоимость строительства растет, цены на квартиры – почти нет.
– В разных проектах разные подушки безопасности. Конечно, мелким компаниям, которые строят единичные объекты, сложнее всего. Риски оказаться в тяжелом положении у них довольно серьезные. У крупных компаний города пока нет предпосылок для ухудшения ситуации.
– Каковы ваши прогнозы развития рынка в этом году?
– На мой взгляд, серьезных причин к кардинальному изменению ситуации пока нет. Но если мы и дальше будем зависеть от цены на нефть, рост строительного рынка и всей российской экономики будет привязан к стоимости «бочки».
– А что с выводом на рынок новых объектов?
– На сегодняшний день идет завершение уже начатых объектов, но многие новые проекты пока заморожены. Девелоперы осторожно выводят на рынок жилые комплексы, держат паузу, оценивают перспективы. Прежде чем «входить в стройку», им необходимо иметь гарантию стабильности на ближайшие 2 – 3 года. В итоге объемы ввода жилья в эксплуатацию сокращаются. По прогнозам Комитета по строительству, в этом году в городе будет введено около 2,7 миллиона квадратных метров жилья.
Беседовала Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»