Петербургский пищепром, сокращавший выпуск продукции последние годы, в первом квартале резко нарастил объемы производства. Помогли уход иностранных конкурентов и переход на «кризисную рецептуру», говорят эксперты.
Петербургским производителям продуктов питания в первом квартале 2016 года впервые за долгое время удалось серьезно увеличить выпуск своих товаров. Самая внушительная динамика у производителей мясных полуфабрикатов, безалкогольных напитков и кондитерских изделий, нарастивших объемы на 15 – 40%.
В первом квартале 2016 года петербургские производители продуктов питания заработали 79,8 млрд рублей, что на 13,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, следует из материалов Петростата.
Хотя темпы роста выручки замедлились (например, в целом за 2015 год увеличение составило 17%), заводам Северной столицы удалось нарастить выпуск продукции, падавший последние годы.
Так, индекс промышленного производства в пищевой отрасли в январе-марте составил 120% к прошлому году – то есть зафиксирован 20-процентный рост. Для сравнения: за весь 2015 год объемы производства упали на 5,4%, в 2014 году — на 5,7%.
Примечательно, что рост произошел на фоне сокращения спроса – петербуржцы потратили на еду в январе-марте 107,4 млрд рублей, что всего на 1,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года, тогда как цены на продукты выросли примерно на 15%.
«Фонтанка» пообщалась с участниками рынка и узнала, как им удалось совершить скачок и получится ли впредь сохранить такие темпы роста.
Рост на фоне падения
Самую внушительную динамику в январе-марте показали предприятия, специализирующиеся на выпуске мясных полуфабрикатов. Они изготовили 16,6 тыс. тонн продукции, что на 39% больше, чем за тот же период в прошлом году.
Впрочем, по словам участников рынка, такую статистику нельзя назвать показательной. Дело в том, что как раз в январе-марте прошлого года объемы производства сильно упали на фоне девальвации и роста кредитных ставок, говорит исполнительный директор завода «Иней» Виктория Михайлова.
Действительно, по данным Петростата, выпуск мясных полуфабрикатов в Северной столице в январе-марте 2015 года сократился на 37,3%. «То есть нельзя сказать, что мы растем — скорее возвращаем упущенное», – комментирует она.
А вот производство колбасных изделий, просевшее год назад на 14%, выросло в январе-марте всего на 0,6% – до 9,8 тыс. тонн. По словам Виктории Михайловой, виной тому политика розничных сетей. «Они делают наценку на колбасу в 20 – 100%, тогда как на расфасованное мясо всего 5 – 10%, естественно, спрос смещается в эту сторону», – говорит топ-менеджер.
Крупнейший в Северной столице производитель колбас и сосисок «Пит-Продукт» на момент публикации на запрос «Фонтанки» не ответил, однако ранее в своей отчетности за 2015 год компания сообщала, что ее продажи остались на уровне 2014 года. Ранее в числе факторов, препятствующих наращиванию объемов, «Пит-Продукт» называл сокращение спроса и нехватку качественного сырья.
Представители более дорогого сегмента чувствуют себя более уверенно. «В первом квартале мы нарастили объемы на 12 – 15% к прошлому году, потому что замещаем подорожавшую импортную продукцию», – говорит директор по продажам «Мит Стар» Валерий Сергеев. Рост выпуска полуфабрикатов, по его словам, может также объясняться стремлением к экономии времени: люди стали чаще готовить дома, но хотят делать это с минимумом усилий.
Подсластили кризис
Петербургские кондитеры изготовили в январе-марте 56,8 тыс. тонн сладостей, что на 16% больше, чем за тот же период год назад.
В отличие от мясных заводов, эти компании наращивали объемы и в прошлом году. Как рассказала «Фонтанке» исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина, такая тенденция характерна для России в целом, но Петербург оказался в особенно выигрышном положении, так как более 70% выпускаемых сладостей – это мучные изделия. Если цены на шоколад подскочили почти на 40% в прошлом году, то, к примеру, торты подорожали не более, чем на 10%. «В кризис люди не снижают, а, напротив, увеличивают потребление сладостей, но, конечно, выбирают более экономичный вариант», – отмечает эксперт.
«Сети увеличили закупки нашей продукции — на фоне подорожавшего импорта и ухода с рынка украинских товаров они активно ротируют ассортимент», – рассказали «Фонтанке» на одной из кондитерских фабрик. Впрочем, в компании признаются, что для этого пришлось уйти в более низкий сегмент. «Мы поменяли рецептуру и за счет этого удешевили продукт, в таком варианте он пользуется спросом, чего нельзя сказать о премиальном варианте», – отметил собеседник издания.
Лидеры рынка натуральные объемы не раскрывают, однако в своих отчетах рапортуют о росте выручки в первом квартале. К примеру, «Каравай» увеличил продажи на 14%, до 8,6 млрд рублей. Fazer заработал за тот же период 189 млн евро против 234 млн в прошлом году, но если пересчитать показатель в рубли, то, с учетом девальвации, он вырос примерно на 8%.
Тяга к натуральности
Третьим сегментом, который вывел в плюс петербургский пищепром, стало производство безалкогольных напитков. Их выпуск вырос на 17%, до 71 млн декалитров.
По мнению экспертов, такие темпы отчасти компенсируют потери 2015 года.
Так, по оценке Российского союза производителей соков, объемы этой продукции упали на 12% в прошлом году. Это было связано не только с сокращением спроса, но и с нехваткой сырья: на российские материалы приходится только 30% общего объема, и в основном это яблочный концентрированный сок и пюре. Да и они зачастую производились из импортных яблок, ввоз которых сократился из-за эмбарго и цены на которые выросли из-за девальвации.
По словам производителей, сейчас спрос все более смещается в сторону морсов. «Во-первых, морсы можно делать из отечественного сырья, соответственно, цена на них более привлекательна. Во-вторых, люди хотят более натурального – этот тренд обозначился до кризиса», – говорит управляющий компании «Цензор вкуса» Юрий Попов. Темпы роста по данной категории на своем предприятии он не раскрывает, однако утверждает, что динамика выше показателей, которые называет Петростат.
При этом спрос на газировку продолжает падать. Так, американская компания Coca-Cola (имеет производство в Петербурге) в своем квартальном отчете отметила сокращение спроса на свою продукцию в России, Белоруссии и на Украине в пределах 7–10%.
Кто в минусе
Впрочем, выйти в плюс в первом квартале смогли не все отрасли.
К примеру, объемы производства молочной продукции сократились на 4,1% к прошлому году – до 118,8 тыс. тонн. Для сравнения: в 2015 году выпуск остался на уровне 2014 года.
Однако, по мнению участников рынка, в дальнейшем ситуация улучшится. «Молоко и изделия из него подорожали не так сильно, как мясо, овощи и другие зависимые от валюты товары», – говорит заместитель генерального директора Пискаревского молокозавода Георгий Житмарев. Само предприятие, по словам топ-менеджера, в январе-марте увеличило производство в пределах 5%.
Пивные заводы в январе-марте произвели 10,7 млн декалитров пенного напитка, что всего на 1,6% меньше, чем год назад. Однако представители этого сегмента настроены пессимистично. «Из-за падения покупательной способности некоторые потребители предпочитают переходить на более дешевую в отношении цена/градус водку и другой крепкий алкоголь», – отмечает директор по корпоративным отношениям Heineken в России Кирилл Болматов. Кроме того, компания оставила без пива и алкоголя многие розничные точки, которые не смогли или не захотели подключиться к системе ЕГАИС.
Хуже всего обстоят дела у рыбной отрасли, которая сократила объем выпуска на 22% – до 20,3 тыс. тонн. По словам директора комбината «Азимут» Дмитрия Сафонова, основной причиной спада является подорожание сырья. Если стоимость импорта увеличилась из-за курса, то российского – из-за дефицита. Это ведет к увеличению розничной стоимости и, как следствие, снижению спроса.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»