В петербургском «Мюзик-Холле» пройдёт благотворительный концерт в пользу одного из старейших фондов города – AdVita («Ради жизни»), фонда, который помогает людям с онкологическими заболеваниями. В нём примет участие Иван Ожогин – известный по постановкам мюзиклов, а также, не единожды участвующий в благотворительных акциях. «Фонтанка» побеседовала с артистом, выступления которого уже помогали в сборе средств.
- Иван, 19 апреля в «Мюзик-Холле» состоится благотворительный концерт с Вашим участием — уже второй по счету. Деньги, вырученные от продажи билетов, пойдут пациентам фонда AdVita – онкологическим больным. С чего началась Ваша дружба с фондом?
- Несколько месяцев назад AdVita обратилась ко мне с предложением сделать концерт в поддержку молодых мам, которые столкнулись с онкологией. Я это предложение принял сразу, нисколько не сомневаясь, что это правильно и необходимо. Тогда, в ноябре, нам удалось собрать довольно приличную сумму и помочь людям.
- Что ждет зрителей 19 апреля?
- Это будет разнообразная программа на любой вкус. Прозвучат и современный романс, и эстрадная классика, например, дуэт Con te partiro, который прославили Андреа Бочелли и Сара Брайтман. Обязательно будут хиты эстрады, рока, а возможно и джаза. И, конечно, дуэты из мюзиклов.
- Из каких, например?
- Мы со Светланой Вильгельм-Плащевской впервые за долгое время исполним два фрагмента из очень любимого нами «Норд-Оста», в гастрольной версии которого принимали участие в 2005 году. У «Норд-Оста» печальная судьба, но от этого он не становится менее замечательным. На мой взгляд, это один из лучших мюзиклов, которые были поставлены в России и в мире. Мы со Светланой исполняли в нем главные роли. Она играла Катю Татаринову, а я — Михаила Ромашова. Во время фрагментов, которые прозвучат 19 апреля, действие происходит в блокадном Ленинграде.
- Со стороны мюзикл кажется довольно консервативным жанром. Меняется ли он во времени?
- Конечно, как и любой жанр. В начале ХХ века были постановки, в основном, чисто развлекательные — танцы, песни, минимум драматургии. Перелом произошел благодаря одному из самых титулованных режиссеров Бродвея и мира — Гарольду Принсу —получившему 21 награду Tony Awards за свои постановки.
Недавно я имел счастье с ним встретиться. Была большая пресс-конференция, и он рассказывал, где и как начинал работать, как изменил жанр мюзикла. В начале 1960-х Принс побывал в Театре на Таганке, посмотрел постановку Юрия Любимова «Десять дней, которые потрясли мир». Спектакль произвел на него колоссальное впечатление. Он говорит, что после этого начал ставить совершенно иные мюзиклы — с глубокой драматургией, в частности, произведения Эндрю Ллойда Уэббера и других замечательных композиторов. Они идут по сей день и собирают огромные залы.
- В чем специфика мюзикла в России?
- В России это довольно молодой жанр — ему еще меньше 20 лет. Тем не менее,он уже успел себя зарекомендовать интереснейшими постановками, причем не только перенесенными с западной сцены, но и российскими — это тот же «Норд-Ост», «Звуки музыки», срежиссированные Евгением Писаревым, камерные мюзиклы Алексея Франдетти в Театре Пушкина (например, «Рождество» О' Генри, которое сейчас номинировано на «Золотую маску»), проекты петербургских театров — «Джекилл & Хайд» в Театре музыкальной комедии, «Мастер и Маргарита», «Онегин» в «Мюзик-Холле».
- Как российские мюзиклы смотрятся на фоне западных?
- Я видел спектакли в Вест-Энде, участвовал в постановке «Бала вампиров» в Германии. Могу сказать, что у нас этот жанр развивается — не семимильными шагами, как хотелось бы, но очень и очень интенсивно. В Москве есть сильный Театр мюзикла. Недавно я был там на премьере рок-оперы Эдуарда Артемьева в постановке Андрея Кончаловского «Преступление и наказание». Это не совсем мюзикл в чистом виде, хотя зритель все равно будет называть его так, но это одна из лучших постановок, которые я посмотрел за последнее время.
Драматические театры тоже делают музыкально-драматические спектакли, которые можно, пусть и с натяжкой, отнести к жанру мюзикла — например, «Юнона и Авось» в Ленкоме, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» — потрясающая рок-опера, которая, к сожалению, не так долго продержалась на сцене в первоначальном варианте. Тем не менее, она была очень востребованна, и сейчас ее восстановили в Театре Алексея Рыбникова в Москве.
В Петербурге тоже есть несколько очень достойных мюзиклов на разных площадках, которые между собой конкурируют. Очень хотелось бы, чтобы эта конкуренция была здоровой, чтобы никто никому не мешал — мы ведь занимаемся одним делом. И профессиональных актеров, которые могут и петь, и играть, и танцевать, не так много. Всем найдется место.
В Вест-Энде, на Бродвее, без ущерба друг для друга в ежедневном режиме работают десятки театров. Каждый продюсер стремится сделать свой мюзикл непохожим на другие, чтобы у каждого был свой зритель. Конкуренция — это всегда здорово, просто не надо друг друга душить.
- Как у Вас получается переключаться с мюзикла на другие жанры?
- Надеюсь, что у меня хороший внутренний слух и вкус. Возможности моего голоса не безграничны, но они позволяют мне существовать не только в жанре мюзикла, но и уходить в рок, джаз, романс, который требует более классического звука.
Как ни крути, для меня все начиналось с академической постановки голоса. У меня были замечательные педагоги по вокалу. Они дали мне академическую базу, с помощью которой я могу двигаться влево, вправо, прыгать вверх, опускаться вниз, понимая, как работает мой голосовой аппарат, как его переключить.
А музыкальный вкус развился благодаря вдумчивому прослушиванию лучших образцов разных жанров. В свое время я очень увлекался джазом, очень много слушал оперу, и иногда мне удается работать даже в этом жанре.
К счастью, мне везет на музыкантов, с которыми мне не приходится, а можно сказать, счастливится сотрудничать. Например, концертмейстер Елена Буланова очень тонко чувствует стилистику разных жанров — это абсолютно театральный человек. Мы с ней нашли общий язык и понимаем друг друга буквально с полуслова. Ее я тоже считаю своим педагогом, который помогает мне искать новые средства выразительности в том или ином жанре. И вместе с тем,,лишний раз помогает убедиться в том, что совершенство недостижимо.
- И на Вашем сайте, и в «Википедии», написано, что Вы – член Всероссийского хорового общества с 1981 года. Для Вас это имеет особое значение?
- Я начинал петь в хоре. Пел в разных хорах – и в школьном, и, по прошествии времени, в церковном. Много выступал с венским хором донских казаков, который был основан еще в первой четверти ХХ века Сергеем Жаровым, эмигрировавшим в Европу из революционной России. Этот коллектив рос, креп и развивался еще с 1920-х годов, а позже традиции были подхвачены Петром Худяковым, который сейчас является его руководителем. Несколько лет мы сотрудничали очень плотно – я выезжал с ними на гастроли по всей Европе. Сейчас мы очень редко совпадаем по графику. Но когда они приезжали в Петербург, мы снова дали два совместных концерта. Мне также довелось с божьей помощью принять участие в создании хора при Николо-Угрешском монастыре в Московской области.
- И к детской музыкальной студии при этом монастыре Вы тоже причастны?
- Да, я являюсь ее куратором. Хочется, чтобы дети росли на хорошей музыке, могли не только послушать, но и попробовать ее исполнять, могли заниматься с профессиональными педагогами, освоить и сольфеджио, и гармонию. Им дается очень хорошая база, которая, возможно, позволит в будущем поступить в музыкальное училище.
- Не хотите создать такую же студию и в Петербурге?
- Нет. Я встретил на своем пути лучших педагогов, но не научился у них преподавать. Если я и стану двигаться в этом направлении, то, наверное, нескоро. Мое кредо — если ты занимаешься делом, то должен быть одним из лучших.
- Где, помимо благотворительного концерта в «Мюзик-холле», можно будет Вас в ближайшее время увидеть и услышать?
- С ансамблем «Эссе-квинтет» у нас концерт в Большом зале Филармонии 28 апреля. В мае планирую впервые выйти на сцену «Мюзик-холла» в роли Онегина в одноименном мюзикле. Кроме того, 9 мая у меня концерт в Берлине, в Русском доме, опять с «Эссе-квинтетом» – мы исполним народную музыку, композиции в жанре кроссовер и военные песни. На 18 мая запланирован концерт в Петербурге, в зале «Колизей», с хором «Брависсимо», с которым я тоже выступал несколько лет, и с ансамблем Валерия Прудникова. Получается очень плотный график. Кроме того, собираюсь записать песню на стихи Андрея Пастушенко, участвовавшего в создании либретто мюзикла «Онегин».
- Как при такой напряженной жизни Вы поддерживаете себя и свой голос в хорошей форме?
- Стараюсь вести здоровый образ жизни. Никакого фастфуда (ну или только минимум, если ничего другого нет, а надо подкрепиться). Пью много воды, не пью колу, стараюсь не пить концентрированные пакетированные соки. Стараюсь есть свежие овощи, фрукты, творог, орехи, вареные крупы. И, конечно, – спорт, чтобы были силы, чтобы не задыхаться от физических нагрузок и быть в тонусе. Хожу на фитнес, занимаюсь с тренером. Вот сейчас потеплеет, и буду бегать на улице. В прошлом году бегал ежедневно километров по 9-10. Поскольку я живу на два города – Петербург и Москву, то очень много времени приходится проводить в поезде. В пути всегда стараюсь отдохнуть, поспать, чтобы перед зрителями предстать в наилучшей форме.
Беседовала Нина Фрейман
Концерт «Звезды мюзиклов – ради жизни!» состоится 19 апреля в 19.00 в «Мюзик-Холле».
Билеты приобрести можно на сайте http://music-of-life.ru/