Согласно прогнозам специалистов-климатологов из Главной геофизической обсерватории им. Воейкова, в связи с изменением климата северо-запад России ожидает увеличение зимних осадков в ближайшую пару десятилетий более чем на 15%, и скорее всего это будут именно метели.
Еще больше — вплоть до 30% будет увеличиваться количество зимних осадков в Сибири и на Дальнем Востоке, а также на Русском Севере. Поэтому знание и соблюдение правил поведения в условиях метели становятся жизненной необходимостью.
Три главные составляющие метели — ветер, мороз и снег — определяют ее опасность для человека — как идущего по улице, так и перемещающегося на транспорте. Им достаточно всего нескольких минут, чтобы запустить механизм нашего уничтожения. А мы, жители больших городов XXI века, перестали думать об опасности, которая нас поджидает. Хотя именно в этом веке природа может заставить нас изменить свое отношение к собственной безопасности и действовать согласно принципу, определенному пращурами, – на Бога надейся, но и сам не плошай.
Страсти по метели
Метелью называют перенос ветром снега, снежную бурю. Метели бывают разные — в зависимости от того, где и как перемещается снег, это могут быть поземки, низовые или общие метели. В степной зоне в Казахстане и Сибири метелью обычно называют бурю при повышении температуры воздуха, а вот при понижении – бураном. При буране образуются очень твердые заносы, которые практически невозможно раскапывать без применения специальных средств.
Образование метелей в Восточной Европе и соответственно в Санкт-Петербурге связано со взаимодействием теплого и влажного воздуха, который приносят циклоны со стороны Атлантики и холодного арктического воздуха. Впрочем, возможны метели и при приближении холодных фронтов. В любом случае хорошего мало — видимость может сократиться до нескольких метров, а скорость ветра будет достигать 25 – 30 метров в секунду.
Особенно опасно, что в сухую метель происходит интенсивная электризация летящих снежных частиц, которая может достигать до 10 000 вольт на метр. Это объясняет всевозможные визуальные фантомы, свечения и «сигналы», аварии с электрооборудованием и проблемы с радиосвязью.
Готовность № 1
Наши предки веками выработали особый ритуал подготовки к зиме. Еще с осени вставляли дополнительные рамы, конопатили окна, делали насадки на двери, чистили дымоходы, заготавливали топливо. Старательно готовили одежду и обувь. Особое внимание уделяли транспортным средствам — с лета ремонтировали сани, упряжь, следили за тем, чтобы лошади были подкованы.
Особое внимание уделялось народным приметам. Были среди них, конечно, мистические, но многие имели вполне научное объяснение, основанное на многолетних наблюдениях за природными циклами. К сожалению, сегодня они в основном уже не действуют — в связи с изменениями климата старые схемы распались, а новые мы еще не изучили.
Тем не менее процесс познания идет. Например, уже давно было замечено, что теплая, затяжная осень может резко смениться морозной и многоснежной зимой. Помните у Пушкина – «снег выпал только в январе...». И вот в 2009 году Владимир Петухов и Владимир Семенов из Потсдамского университета разработали математическую модель воздушных потоков в западной Арктике в случае развития глобального потепления как раз для таких условий. Модель прекрасно показала себя в 2012 году, когда Западная и Восточная Европа сначала удивлялась небывало теплой осени, а затем была скована страшными морозами.
Поэтому если в декабре тепло — можно быть вполне уверенным, что вскоре будут и морозы, и сильные метели. А значит, пора готовиться к непогоде, готовиться как морально, так и практически. Мы должны понимать, что это только в кино спутники «видят» одно и то же место на Земле, а самолеты и вертолеты могут летать в любую погоду. К сожалению, во время метели зачастую даже позвонить по телефону не получится.
Основные правила выживания
Самое главное — лучше не допускать критической ситуации, нежели героически из нее выпутываться. Поэтому заведите за правило в зимний период регулярно слушать прогноз погоды. В том числе — по каналам эфирной радиосвязи. Запомните — чем сложнее техника, тем легче она выходит из строя.
Если объявляют угрозу метели, то подумайте, как вы собираетесь перемещаться на улице. Одно дело если вы находитесь напротив станции метро и цель вашего путешествия Гостиный двор. Совсем другое дело — бродить где то за КАДом среди новостроек.
Нужно учесть, что аварийные и спасательные бригады в сильную пургу тоже оказываются в весьма сложных условиях, и зачастую им, бывает, самим нужна помощь коллег. Например, американский аналог МЧС – FEMA в своих методичках, которые распространяет среди населения, напоминает, что в момент природных катаклизмов людям первое время придется надеяться только на самих себя — как минимум (!) в течение трех суток, а для этого надо иметь запасы воды и всего другого... Эти рекомендации можно прочитать и на русском языке — по этой ссылке.
Смысл этих методичек — готовность, еще раз готовность и планирование. Что делать, если на улице сумасшедшая пурга, вырубился свет, не работает телефон, а вашему близкому человеку нужно сердечное лекарство? Что делать с домашними животными? Как обеспечить санитарные условия в доме, когда отрубилась канализация? Все это, по мнению специалистов FEMA, надо продумать заранее. Возможно, всего лишь один раз.
Если вы в автомобиле
Дом — это наилучшее место, где можно находиться во время зимней непогоды, даже если в нем нет света. А вот автомобиль — настоящая ловушка. Прежде всего потому, что метель превращает современную дорогу в бездорожье на удивление быстро — дело всего лишь десятка минут, и вот уже возникают первые проблемы. Скорость движения падает, формируется пробка, а затем всех заносит снегом.
Плотность даже рыхлого снега, выпадающего при сильном ветре, составляет около 150 – 200 граммов на литр. На каждый квадратный метр поверхности вашего авто будет действовать при толщине снега всего в 10 сантиметров нагрузка примерно в 20 килограммов. Крышу не продавит, но, например, открыть крышку багажника или капот может быть проблемой.
Сомнительно, конечно, что автомобилисты, которые ездят в городе и на дачи в Ленобласти, будут возить с собой наборы для выживания, которые рекомендуют суровые автоводители Канады и севера США. Да и рекомендации МЧС по поведению в метель вряд ли кто-то будет всерьез выполнять.
Однако несколько вещей все же полезно иметь в своей машине, даже если все ваши путешествия ограничиваются поездкой на дачу. Возьмите за правило зимой заправляться чаще — не опустошая бак полностью. А еще хорошо иметь в багажнике хотя бы 10-литровую канистру хорошего бензина (или зимней солярки, если у вас дизельный двигатель).
Ведь пока есть топливо, вы не только можете ехать, вы можете греться в своей машине. В салоне пусть лежит полуторалитровая бутылка воды. Вы обязательно захотите пить, а есть снег — плохая идея. Положите в багажник или в бардачок новую зажигалку, спички и уличную свечку в консервной банке — они продаются в хозяйственных магазинах. Там же хорошо иметь банку жирной тушенки для себя самого. Совсем не лишними будут в машине зарядка для телефона и фонарик, а также острый складной нож типа швейцарского армейского, стальная лопата, лучше с деревянной ручкой, и трос — в идеале два, буксировочный и рывковый (динамический) для вытягивания машины из заносов, кюветов и тому подобных ловушек.
Константин Ранкс