Новые правила оформления шенгенских виз утверждены Визовым кодексом ЕС еще в 2010 году. Мера вводилась постепенно: начали с африканских стран, Ближнего Востока, стран СНГ. С января 2015 года процедура должна была распространиться и на Россию, но удалось оттянуть ее введение до сентября.
В прошлом году я одна за всю семью подавала документы на финский шенген. В этом году впервые пришлось идти в визовый центр всем вместе. Только сын-первоклассник остался дома: в новых правилах написано, что дети до 12 лет биометрические данные сдавать не должны. Однако отсутствие младшего вызвало вопросы у визовых консультантов, принимающих документы.
– А где ребенок? – спрашивает консультант.
– А разве он здесь нужен?
– Конечно! Мы бы поставили отметку, что он не нуждается в сдаче биометрических данных.
– На ребенке?!
– Нет, мы бы вашего ребенка сравнили с документами, и в них поставили отметку, – объясняет новые порядки дама-консультант.
Мне удалось убедить ее заполнить бумаги без предъявления ребенка. На детские документы она шлепнула печать «exemption» («исключение». – Ред.) и велела приготовиться к процедуре биометрии.
– Порезов, ран на пальцах нет? – огорошила она очередным вопросом.
– А если вообще вся рука в гипсе? – из любознательности переспросила я.
Консультант даже в лице изменилась. Но узнав, что я чисто теоретически интересуюсь, успокоилась. И строго заметила:
– Мы рекомендуем сдавать отпечатки, когда все пальцы у вас будут здоровые.
– А если рука в гипсе – визу не дадут?
– На усмотрение консульства. Могут и не дать.
У соседнего окошка мужчина отдирал пластырь с порезанных пальцев. Консультант из соседнего окошка участливо расспрашивала клиента о причине травм.
– Я бокал в руке нечаянно раздавил, – объяснял он.
Наш консультант возилась с нашими документами не менее получаса. Потом выдала направления на биометрию. Порядок такой: сначала нужно заплатить за услуги центра и визу, затем с оплаченными документами пройти в другой зал на биометрию. Между залами – рамка-детектор, как в магазине: если за услуги не заплатил – рамка зазвенит. У меня заверещала как сумасшедшая: в кассе деньги взяли, а защиту, наклеенную на документы, снять забыли.
Биометрию берут в кабинках с задергивающимися шторками. Кабинок много. Электронная очередь, но перед нами – никого. Зал почти пустой. Вход в кабинки – строго по одному. Внутри – табуретка, стол и оператор. Оператор долго возился с нашими документами. Оказалось, консультанты из предыдущего зала что-то перепутали. Не туда наклейки прилепили.
Процесс сдачи биометрических данных состоит из двух процедур: фотографирования и снятия отпечатков пальцев на электронном сканере. Инструкция для фотографирования простая: прижаться спиной к стене и не шевелиться. Для отпечатков технология сложнее: сначала прикладываем к сканеру четыре пальца правой руки, затем – четыре левой. Потом – два больших пальца сразу. С моими отпечатками возникли проблемы.
– Они у вас нечеткие, – сетует оператор. – Давайте еще раз!
Мы повторили процедуру еще раз. И еще. И каждый палец по отдельности. И руки я вымыла. По словам оператора, программе почему-то «не нравятся» мои отпечатки.
– Может, у вас с пальцами что-то не так? – загрустил он. – На химическом производстве работаете?
– Я по клавишам стучу.
– А, музыкант! – догадался он. – Тогда понятно.
– Нет, я за компьютером. Неужели только у меня такие проблемы? – спрашиваю.
– Вообще-то, почти у всех. Оборудование пока не отлажено, – признался парень.
Примерно через 15 минут битва со сканером была выиграна: визовый центр получил десять моих хороших отпечатков и еще несколько десятков – плохих.
Готовую визу (или отказ) обещали выдать через 21 день. Сейчас, говорят, задержка сверх обозначенных сроков составляет два дня. Народу в визовом центре немного, но, по моим ощущениям, в этот раз процесс оформления занял раза в полтора больше времени.
С 14 сентября изменились требования и к документам, необходимым при подаче визового заявления. Теперь нужна копия установочных страниц загранпаспорта. Правда, если ее нет, консультанты ворчат, но делают копию сами.
Новый порядок отразился и на стоимости оформления шенгена: услуги визового центра подорожали на 1,75 евро. Таким образом, за оформление визы через визовый центр придется заплатить 61,75 евро. Из них 26,75 евро – центру за услуги, 35 евро – консульский сбор. Плату пересчитают в рубли, но не по курсу ММВБ. Например, когда я подавала документы, биржевой курс был 73,84 рубля за евро. А с меня, получается, взяли плату по курсу 77,4 рубля за евро.
Дешевле, конечно, подавать документы через Генеральное консульство любой шенгенской страны: тогда можно сэкономить 26,75 евро. В финское консульство пробиться практически невозможно. Очередь на прием составляет больше месяца (18 сентября давали номерки на 23 октября). Главная трудность – поймать эти номерки. По словам консультанта Финского визового центра, номерки выдаются в течение нескольких минут каждый день в период с 8 утра до 12 ночи. Поймать номерок можно по телефону (если очень-очень повезет) или на сайте (если он не зависнет).
Финское консульство является рекордсменом по выдаче шенгена. В 2013 году оно оформило более 1,2 миллиона виз. В 2014-м – около миллиона. В 2015-м спрос упал: ожидается, что за визами придут 500–600 тысяч человек.
Кстати
Так как консультанты визового центра не смогли однозначно ответить на вопрос о забинтованной руке, мы направили запрос в Генеральное консульство Финляндии в Петербурге. Вот такой ответ пришел из визового отдела:
– Вы можете подать документы на визу, несмотря на то, что ваша рука в гипсе. В таком случае у вас снимут отпечатки только той руки, которая не в гипсе.
Статья из журнала "Город812".