Переезды через железнодорожные пути всех категорий (будь то магистрали «РЖД» или ведомственные подъездные) с 18 сентября должны эксплуатироваться по новым правилам. Такие требования определены Министерством транспорта РФ.
Классификация переездов зависит от интенсивности движения поездов и автомобилей. На малоиспользуемых путях (по которым в обоих направлениях за сутки проходит меньше 17 составов) переезды могут относиться ко второй и более низкой категории, даже если они находятся на загруженном шоссе. Тогда как на переездах первой категории и на скоростных магистралях (на участках с движением поездов со скоростью более 140 км/ч) порядок должны обеспечивать дежурные. Также так называемые охраняемые переезды оборудуются при пересечении железнодорожных путей c трамвайными или троллейбусными маршрутами, в условиях неудовлетворительной видимости и при наличии трех и более железнодорожных путей.
«Необходимость обслуживания переездов других категорий дежурным работником определяется владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования», – отмечается в документе.
Еще более жесткие требования предъявляются к новым переездам. На шоссе, по которым в сутки проходит больше 3000 автомобилей, на скоростных железнодорожных магистралях, а также в ряде иных случаев их вообще запрещено открывать – пересечение должно обеспечиваться в разных уровнях (по путепроводам). На интенсивных автодорогах для предотвращения несанкционированного въезда транспортных средств рекомендуется устанавливать заградительные (барьеры) и противотаранные устройства. На эксплуатируемых железнодорожных переездах не допускается открытие трамвайного и троллейбусного движения.
Кроме того, переезды могут быть регулируемые – имеющие сигнализацию или дежурного, и нерегулируемые. На нерегулируемых запрещается открывать автобусные маршруты. В любом случае водители автомобилей должны иметь возможность увидеть приближающийся состав. Например, при скорости движения поездов от 80 до 120 км/ч зона видимости не может составлять менее 400 метров.
Определены и другие требования к оборудованию переезда – освещенности, настилу, шлагбаумам и барьерам, сигнализации, устанавливаемым дорожным знакам и разметке, инвентарю и так далее.
Напомним, что ежегодно на переездах происходит от 250 до 300 столкновений автомобилей с железнодорожным подвижным составом. Чиновники связывают эти инциденты исключительно с нарушениями ПДД со стороны водителей, и требуют ужесточения административных санкций для автомобилистов. Хотя нередко катастрофы происходят на неохраняемых переездах, в том числе, когда водитель не всегда видит приближающийся поезд и не может оценить ситуацию.
Самым страшным примером можно считать Кагальницкую трагедию – в 1996 году на нерегулируемом переезде в условиях тумана маневровый локомотив протаранил «ПАЗик» с детьми, 22 пассажира погибли. А последняя катастрофа на переезде произошла в Ленинградской области: в апреле этого года дизельпоезд врезался в рейсовый автобус, пытавшийся пересечь пути по запрещающему сигналу. В результате погибли три человека (в том числе машинист), тридцать пассажиров автобуса получили различные травмы.