Далеко не все полученные в автоаварии травмы влекут вред здоровью, а потому компенсация морального вреда может быть сокращена даже в сто раз. Такое решение 20 июля вынес Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга.
ДТП с участием трех автомобилей произошло у дома 36 по Московскому шоссе. Виновником аварии ГИБДД признала водителя Кравцова, который управлял принадлежащим ООО «Валдай» служебным автомобилем. Среди пострадавших оказался водитель другого автомобиля – гражданин Громов. Спустя два дня после происшествия он обратился в травматологический пункт поликлиники Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И. П. Павлова (Первого меда) с жалобами на боли в грудной клетке. Врачи зафиксировали повреждения в виде гематомы туловища и конечностей, но рентгеновские исследования травматических изменений не установили. Хотя медики признали пострадавшего трудоспособным, после его многочисленных жалоб все же оформили больничный лист на две недели.
Причиненный аварией моральный вред сам Громов оценил в полмиллиона рублей, и соответствующий иск был предъявлен ООО «Валдай». Истец утверждал, что из-за ДТП испытывал боли во всем теле и не мог работать. Кроме того, в связи с потерей автомобиля он лишился возможности оказывать своей матери помощь в передвижении, что причинило дополнительные нравственные страдания.
Представитель ответчика усомнился в утверждениях Громова и счел требуемую им сумму явно завышенной. Ведь сразу после ДТП истец отказался от помощи прибывших на место аварии врачей и никаких жалоб на здоровье им не предъявил, а за прошедшие до его прихода в травмпункт два дня «несчастный случай с ним мог произойти где угодно».
Суд пришел к выводу, что повреждения были причинены в результате аварии, и возмещать вред должен владелец автомобиля. Объективным служители Фемиды сочли консультационное заключение Бюро судебно-медицинской экспертизы, в которое пострадавший был направлен ГИБДД. Оно подтверждает, что полученные им травмы не влекут за собой кратковременного расстройства здоровья и расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью.
В результате боль и дискомфорт Громова суд оценил всего в 5 тысяч рублей. Доводы о нравственных страданиях из-за невозможности оказания помощи матери были отклонены: «Законодательством возмещение морального вреда, вызванного утратой имущества, не предусмотрено», – констатировала судья Ирина Хабик.
Истец вправе обжаловать решение в апелляционной инстанции.
Отметим, что поправки в закон об ОСАГО, вступившие в силу 1 апреля этого года, предусматривают компенсацию причиненного здоровью вреда по специальным ставкам, утвержденным правительством России. В частности, ушибы, разрывы и иные повреждения мягких тканей (кроме отдельных случаев) оценивается в 250 рублей. Но на такую сумму вправе рассчитывать водители, пешеходы, пассажиры и иные пострадавшие в ДТП, виновник которых оформил полис ОСАГО после 1 апреля.