Американцам, туркам, голландцам и гражданам некоторых других стран будет затруднительно обменять национальные водительские права, выданные на родине, на российские. Спорные вопросы использования и замены иностранных удостоверений 13 апреля разъяснило Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России.
В ведомстве напоминают, что независимо от гражданства водители допускаются к управлению транспортными средствами при наличии российских, а также международных или иностранных национальных водительских удостоверений. «Исключением являются национальные водительские удостоверения, выданные государствами, в которых не признаются российские», – отмечают в ГИБДД.
К иностранным правам предъявляются определенные требования. Без каких-либо дополнительных подтверждений в нашей стране можно использовать удостоверения, выданные в соответствии с новыми требованиями Венской конвенции о дорожном движении (в частности, с указанием подкатегории транспортных средств – A1, B1, C1E). Также ГИБДД допускает к управлению автомобилями водителей с правами «советского образца» (с отличительным знаком «SU»), выданными в республиках бывшего СССР после 1991 года. Для использования иных удостоверений иностранцу, скорее всего, придется сделать и удостоверить у нотариуса перевод документа на русский язык.
Для личных поездок такие права действуют без ограничения срока. А вот работать водителем (осуществлять связанную с управлением транспортными средствами предпринимательскую или трудовую деятельность) уже с 1 июня 2015 года можно будет только обладателям отечественных ВУ.
«Обмен иностранного национального водительского удостоверения на российское ... может производиться по результатам сдачи экзаменов на право управления любой из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории или подкатегории (при наличии в представленном для обмена иностранном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий и (или) подкатегорий)», – поясняют в ведомстве.
Но даже знания и навыки не позволят водителям из ряда стран получить российские права: обмену подлежат только удостоверения, соответствующие требованиям Венской конвенции. Ее не ратифицировали многие крупные государства, в том числе США, Турция, Нидерланды, Китай, Кипр и другие.
Напомним, что закон о запрете обладателям иностранных ВУ работать водителями был принят после страшного ДТП в Подольске, в котором погибли 18 пассажиров автобуса. На обмен прав иностранным шоферам выделили почти два года. Хотя внесенный в Госдуму в начале апреля законопроект предусматривает перенос сроков использования иностранных удостоверений трудящимися российских автопредприятий на 2017 год.