В музее современного искусства «Гараж» прошли лекции и семинары специалистов в области культуры в рамках программы «Невидимый опыт». Сотрудники столичных музеев и галерей узнали, как взаимодействовать с незрячими и слабовидящими людьми и помочь им «увидеть» произведения искусства.
Культурные учреждения в России до сих пор почти полностью не доступны для людей с проблемами зрения, считают сотрудники музея «Гараж». Однако они надеются, что, благодаря совместным усилиям специалистов в области визуального искусства, музеи и галереи Москвы смогут стать местом свободных встреч обычных людей и людей с ограниченными возможностями.
Семинары организованы в рамках проекта «Невидимый опыт», направленного на разработку образовательных программ в культурных учреждениях в соответствии с социальными и психологическими потребностями незрячих и слабовидящих людей. Занятия посетили сотрудники музеев и галерей Москвы и художники. Они узнали о способах работы с людьми с ограниченными возможностями, смогли посмотреть видеодокументацию с перформанса Юрия Альберта «Экскурсия с завязанными глазами» и поделились собственным опытом.
Художник и участница проекта «Supramen тур в Москве» Алиса Олева рассказала о первой попытке музея «Гараж» показать выставку The new international незрячим людям. Экскурсоводы описывали картины таким способом, чтобы посетители могли создать определенный образ. Под руководством педагогов посетители выставки также трогали скульптуры, озвучивая свои ассоциации и осваивали величину пространства с помощью звука своего голоса. «Мы выбирали работы на выставке и создавали определенную эмоционально-информационную хореографию, которая, на наш взгляд, наиболее полно давала почувствовать и по-разному взаимодействовать с произведением искусства», — отмечает Алиса Олева.
Специалист по культурно-просветительской работе из Словении Катя Судец предложила присутствующим попробовать описать предмет с завязанными глазами. Катя Судец рассказала о своем подходе к цельному представлению произведения искусства или любого другого предмета людям с ограниченными возможностями зрения. Согласно ее методике, помимо официальной информации о картине или скульптуре (ее происхождении и создателе) этот процесс должен включать в себя интерактивную работу с посетителями, когда каждый из них может почувствовать части экспоната и осмыслить его в коллективном обсуждении.
Источник: АСИ