Полгода выждали сотрудники штрафстоянки на улице Степана Разина, прежде чем сообщить владельцам Volvo XC90 о том, что дорогая иномарка у них. «Сто тысяч – и без денег не появляйтесь», – сказали хозяйке, муж которой все это время в больнице, а на руках – 10-месячный ребенок. Автовладелица, мягко говоря, в недоумении. Ведь 6 месяцев назад она написала заявление об угоне, но полиция так и не узнала, где иномарка.
14 мая этого года муж Натальи Смирновой (имя изменено по просьбе участников истории) поздно вернулся домой. На следующий день вызвали скорую: врачи отвезли мужчину в больницу, где он и находится по сей день. В последних перед госпитализацией разговорах было сказано, что машину Volvo XC90 он бросил у дома на улице Солдата Корзуна. Однако на следующий день жена не смогла найти иномарку. Тогда Наталья позвонила в справочную штрафстоянок 004, где ее расстроили — у них Volvo нет. 27 мая женщина написала заявление об угоне в 8-й отдел полиции.
Прошло почти полгода. В начале октября женщине позвонил некто, представился Александром и заявил, что работает на штрафстоянке на улице Степана Разина. Он сообщил, что вот уже полгода Volvo XC90 находится у них. Чтобы забрать машину, посоветовал оплатить расходы за ее стоянку в размере 105 тысяч рублей. «Без денег не приходите, долг растет каждый день», – закончил он разговор.
Одновременно с этим выяснилось, что полиция отказала в возбуждении уголовного дела об угоне машины. Почему правоохранительные органы не выяснили, где находится иномарка, если фактически сами ее туда поместили, пока не ясно. Ясно другое: с больным мужем и 10-месячным ребенком на руках женщина не имеет возможности выплатить «набежавшую» сумму. Тем более что в последний год в связи с потерей бизнеса ее муж смог оформить на иномарку только страховку ОСАГО.
– Для рядового гражданина разрешить подобную ситуацию будет достаточно сложно, – уверена адвокат коллегии «Де ЛАТА» Евгения Бурмасова и поясняет: – Полномочия и порядок действий сотрудников ГИБДД, которые непосредственно выявляют нарушение правил парковки, составляют протокол о нарушении и направлении автомобиля на штрафстоянку, уже известны и понятны гражданам, но вот дальнейшая судьба автомобиля, кто и как должен передавать сведения справочной службе о местонахождении эвакуированного авто, регламентируются внутриведомственными документами. Они если и есть в отрытом доступе, то либо на форумах, либо на сайтах правозащитников автовладельцев. Хранением автомобилей занимаются коммерческие структуры, деятельность которых непосредственно направлена на получение прибыли, однако их обязанности относительно прав владельцев автомобилей вообще нигде не закреплены. Возникает коллизия между правами собственников (владельцев) авто и правами коммерческой структуры, осуществляющей хранение на специализированной стоянке эвакуированного сотрудниками ГИБДД автомобиля.
«В данном случае можно попытаться вернуть автомобиль, не выплачивая 100 тысяч. Но путь придется пройти долгий. И его финал не обязательно будет удачным. Тем не менее стоит получить на штрафстоянке акт о транспортировке вашего транспортного средства на специализированную стоянку, затем в ГИБДД забрать протокол и квитанцию на штраф. В данном примере также следует получить от полиции справку о том, что еще в мае было зафиксировано заявление об угоне (при обращении должны были выдать талон с номером розыскного материала). Затем вернуться на стоянку и написать заявление о возврате автомобиля, с тем чтобы пересчитали сумму исходя из даты постановки на специализированную стоянку и даты регистрации заявления. Скорее всего, владельцы спецстоянки никак не отреагируют на заявление или же ответят отказом. Тогда можно уже обжаловать нарушение прав автовладельца, обратившись в суд. Если гражданин пройдет все административные круги и приложит немало усилий для закрепления всех своих действий документально, то есть шанс, что суд встанет на сторону автовладельца», – пояснила адвокат.
На самой штрафстоянке на улице Степана Разина «Водителю Петербурга» рассказали, что обращение через полгода к владельцу машины – не такая уж и редкость. Как только они понимают, что автомобиль «задерживается», направляют письмо хозяину или звонят ему. Информации о том, что машина Volvo XC90 была полгода назад заявлена в угон, на площадке сильно удивились. И сказали, что на практике с таким сталкиваются в первый раз. Наталье предложили либо поговорить с владельцем стоянки, либо решить вопрос с возвращением имущества через суд.
Правда, эксперты полагают, что в данном случае можно говорить о лукавстве. Площадка, как говорят, скоро закрывается. Возможно, поэтому Наталье и поступил звонок. А так бы Volvo XC90 еще долго «куковала» там.
Есть еще один нюанс: до 2014 года штрафстоянка числилась на балансе ГУП «Городской центр автостоянок и гаражей» и принадлежала городу. Однако вместе еще с рядом площадок была передана коммерческой организации. Возможно, что и с этим связано столь долгое ожидание площадки, куда переместили машину.
Как пояснили «Водителю» в ГУ МВД, развитие ситуации с делом об угоне шло так: муж дал показания, что не помнит точно, где оставил машину. Данных о том, что иномарка находилась на штрафстоянке, в службе 004 не было. Поскольку не было объективных данных о том, что машина угнана, отказ в возбуждении уголовного дела был логичен.