Заработная плата иностранцев, признанных беженцами или получивших временное убежище на территории России, будет облагаться налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13 процентов. Закон об этом 4 октября подписал президент России Владимир Путин.
Оперативные поправки приняты в связи со сложной ситуацией, в которой оказались беженцы с Украины. Ведь действующий Налоговый кодекс РФ предусматривал, что все прожившие на территории России меньше шести месяцев (183 дней) в течение последнего года признаются нерезидентами, а их доходы облагаются по ставке в 30 процентов. Такой налоговый режим ставил приехавших в неравное положение и стимулировал либо не работать, либо трудиться нелегально.
Новому закону придается обратная сила – он должен применяться к правоотношениям, возникшим начиная с 1 января 2014 года. Однако льготная ставка будет распространяться только на доходы, полученные беженцами и переселенцами от трудовой деятельности (то есть, по официально заключенным трудовым договорам). Если же приезжий оформляется в качестве так называемого «внештатника» (по гражданско-правовому договору), с выплачиваемого ему вознаграждения должен удерживаться 30-процентный налог.
Поправки были приняты парламентариями без представления финансово-экономического обоснования и заключения правительства России. Хотя вопрос о несправедливости дифференцированных ставок для нерезидентов поднимался уже давно – помимо беженцев отдавать в бюджет почти треть дохода должны россияне, работающие за границей (в том числе в зарубежных подразделениях отечественных компаний), выезжающие на длительные гастроли актеры, журналисты и даже выполняющие общественных долг в зарубежных миссиях военные, врачи и так далее. В 2011 году этот вопрос рассматривался Конституционным судом России, которые не нашел в спорной норме Налогового кодекса РФ нарушения основного закона: «Установление дифференцированных ставок налога на доходы физических лиц основано на объективном критерии, характеризующем связь физического лица с налоговой юрисдикцией Российской Федерации, и не может рассматриваться как дискриминация граждан России в зависимости от места пребывания», – заключили служители Фемиды.