Оператор не вправе отключать телефонную связь за отказ абонента оплачивать сервисные услуги. Такое решение принял Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Конфликт разгорелся вокруг телефона петербурженки И. С жалобой на неисправность подключенного к сети ОАО «Ростелеком» компьютера она обратилась в информационно-справочную службу оператора. Телекоммуникационная компания согласилась оказать сервисную услугу – выехавший к абоненту мастер провел настройку операционной системы. Стоимость выполненных работ (990 рублей) оператор включил в месячный счет. Но поскольку клиент не торопился оплачивать сервисные услуги, спустя четыре месяца ОАО «Ростелеком» отключил телефон должника.
Абонент пожаловался в петербургское управление Роспотребнадзора, утверждая, что услуги телефонной связи оплачивались своевременно, тогда как спорные работы по настройке компьютера к услугам связи не относятся. Надзорное ведомство сочло эти доводы обоснованными и наложило на ОАО «Ростелеком» административный штраф в размере 25 тысяч рублей.
Не согласившись с такими санкциями, компания обратилась в арбитражный суд. Но служители Фемиды подтвердили выводы Роспотребнадзора. «Оператор связи вправе приостановить оказание абоненту только тех услуг телефонной связи, по которым этим абонентом допущены нарушения», – констатировал суд, отклоняя заявления телекоммуникационной компании. Решение вступило в законную силу.
В пресс-службе ОАО «Ростелеком» журналисту «Фонтанки» объяснили, что в спорной ситуации была допущена техническая ошибка при разнесении начислений и платежей. «Результатом такой ошибки стало автоматическое отключение абонента от услуг связи. Оператор не оспаривал факта наличия нарушения, однако считал проступок малозначительным – инцидент с абонентом был уже урегулирован. Суд не согласился с данной позицией и не освободил компанию от административного наказания».
Отметим, что еще в 2001 году петербургское управление антимонопольного ведомства пришло к выводу, что оператор связи не вправе приостанавливать оказание услуг, по которым у абонента отсутствует задолженность. В частности, действия ОАО «Северо-Западный телеком» (бывший ПТС, правопредшественник ОАО «Ростелеком») по отключению городского телефона за вменяемые абоненту долги за междугороднюю связь, доступ в Интернет, платные справочные и другие услуги были признаны незаконными. Арбитражные суды подтвердили обоснованность таких ограничений.