Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Губернатора просят помочь с хлебом (фото)

Губернатора просят помочь с хлебом (фото)

804
Александр Аликин
Источник:

Хлебопеки Петербурга пожаловались Георгию Полтавченко на торговые сети, которые заказывают хлеба больше, чем продают. По истечении срока нахождения на прилавке — 24-36 часов производители забирают непроданный, но не просроченный хлеб и вывозят его на свалку, так как не могут переработать. Доля возвратов составляет 10-20% — 30-60 тыс. тонн в год. Снизить объемы поставки хлебопеки не могут, поскольку они должны соответствовать заявкам торговых сетей, — в противном случае их ждут штрафы. Врио губернатора сказал, что поможет. Торговые сети изъявили готовность к снижению объема возвратов.

Днем 21 августа на заводе хлебобулочного предприятия «Каравай» на Херсонской улице прошла встреча врио губернатора Петербурга Георгия Полтавченко с начальниками крупнейших поставщиков хлеба. Среди них — руководители ООО «Дарница» Виктория Устименко, ОАО «Арнаут» Сергей Колтовский, ОАО «Фацер» Владимир Калявин, ОАО «Каравай» Максим Большов, президент ассоциации «Хлебопеки Санкт-Петербурга» Александр Зорин. Также присутствовали главы комитетов по развитию предпринимательства и по промышленной политике Эльгиз Качаев и Максим Мейксин.

Завод "Каравай"
Источник:

На заседании обсуждалась проблема роста объемов непроданных хлебобулочных изделий, которые торговые сети возвращают производителям. По данным Российского союза пекарей, в среднем, доля возвратов составляет 8-10%, в ряде случаев достигает 20%. Так, например, объемы производства хлебобулочных изделий в Петербурге в 2013 году составили около 300 тыс. тонн (около 25 млрд рублей). Выходит, что около 30 тыс. тонн этих изделий были возвращены на предприятия.

Петербургские хлебопеки теряют из-за этого 1 млрд рублей в год, все российские — 45 млрд. Представители заводов пожаловались Георгию Полтавченко на эту проблему и попросили посодействовать в ее решении. Мероприятие было закрытым для журналистов, но «Фонтанке» удалось узнать некоторые его подробности.

Возврат хлеба из торговых сетей, по логике хлебопеков, связан с несколькими обстоятельствами. Во-первых, производитель должен поставить в торговую сеть ровно столько хлеба, сколько просит заказчик. Если меньше, то поставщика ожидают большие штрафы со стороны заказчика. Во-вторых, в договорах поставки возложена обязанность на производителя самостоятельно вывезти хлеб по истечении сроков его продажи (но не годности). Для бубликов и мелкоштучных изделий массой менее 200 г срок нахождения на прилавке составляет 16 часов, для изделий массой более 200 г, для хлеба (и изделий) из пшеничной муки — 24 часа, для хлеба и изделий из ржаной муки — 36 часов. По истечении этих сроков продажа хлеба и хлебобулочных изделий запрещается, и они подлежат изъятию из торгового зала и возвращаются поставщику как черствые.

Отсутствие ответственности торговых сетей за непроданный хлеб приводит к тому, что последние четыре года объемы возврата хлеба только растут. Например, «Каравай», который оценивает свою долю на рынке Петербурга и Ленобласти в 35%, в начале 2011 года вывозил ежемесячно по 600 тонн продукции стоимостью около 37 млн рублей, а в начале 2014 года — уже по 1 тыс. тонн стоимостью 80 млн рублей. К маю объем возврата достиг 1,2 тыс. тонн на сумму 100 млн рублей. В некоторых магазинах объемы возвратов достигают сейчас 65%.

«Данные факты свидетельствуют о низкой квалификации и мотивации значительной части сотрудников магазинов в работе с хлебобулочными изделиями, и о том, что розничная торговля экономически не заинтересована в решении вопроса оптимизации возвратов», — сообщили в «Каравае». Объемы отгрузки в «Каравае» за первое полугодие 2014 года составили 53,7 тыс. тонн изделий (за этот период 2013 года — 48,2 тыс. тонн), в том числе 28,7 тыс. тонн хлеба, 17,6 тыс. тонн батонов. По прогнозу, по итогам этого года «Каравай» отгрузит 105,2 тыс. тонн.

«Возможности по переработке возвращаемой продукции крайне ограничены на данном этапе. Производство панировочных сухарей экономически неэффективно, и предприятия не в состоянии переработать многократно возросший поток возвратов в силу отсутствия мощностей по переработке или по причинам технологических ограничений, так как произвести панировочные сухари из продукции с начинками или добавками невозможно. Поэтому большая часть продукции либо утилизируется, либо продается на корм скоту», — сообщили на предприятии «Каравай».

Помимо технологических особенностей переработки, в явлении возврата хлеба содержится этический момент. «Десятки тонн уничтожаемого или продаваемого на корм скоту хлеба вызывают справедливое возмущение работников предприятий. Особенно это проявляется в нашем городе, со своим, особенным отношением к хлебу», — говорят на предприятии.

По завершении встречи Георгий Полтавченко рассказал журналистам о своем решении. По его мнению, вопрос должен решаться на федеральном уровне, так как зависит от законодательных актов всероссийского значения. По его словам, хлебопеки должны оформить свои законотворческие предложения и направить в Заксобрание Петербурга, которое, в свою очередь, обратится с законодательной инициативой в Госдуму. Пока будет проходить эта процедура, Смольный хочет собрать хлебопеков и представителей торговых сетей в комитете по развитию предпринимательства, чтобы они временно договорились об уровне возвращаемой продукции.

Уже известно, какие документы вскоре могут претерпеть изменения. Еще в марте президент Российского союза пекарей Валерий Чешинский направлял такие предложения вице-премьеру Аркадию Дворковичу (копия письма имеется в редакции «Фонтанки»). Первое предложение — внести поправку в закон № 381 «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ», предусматривающую полный запрет на возврат более 2% продукции. Второе — внести еще одну поправку в этот же закон о разделении оплаты возвращаемой продукции поровну между заказчиком и поставщиком. Третье — удалить норму из пункта 3.11.8 СанПиН 2.3.4.545-96, которая гласит, что хлеб должен «возвращаться поставщику как черствый». Последнее — изменить список продукции, которую можно перерабатывать посредством замачивания и измельчения. Судя по озабоченности, которую выказывают хлебопеки сейчас, с марта 2014 года дело не сдвинулось в мертвой точки.

Торговые сети сдержанно отнеслись к проблеме, но изъявили готовность к ее решению. В торговой сети «ОКей» сообщили «Фонтанке», что ни разу не получали от хлебопеков жалоб по этому поводу. Но если проблема есть, сеть готова развивать совместную работу в этом направлении. «Нам вместе необходимо изучить ассортимент, востребованность того или иного хлеба, изучить потребности покупателя. В результате мы, совместно с поставщиками, сможем лучше управлять ассортиментом и это позволит делать более корректные заказы, что повлечет за собой снижение процента возврата», — сказали в «ОКее».

Компания X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») сообщила, что старается договариваться с поставщиками согласно Кодексу добросовестных практик, подписанного в 2012 году ритейлерами и поставщиками, и для этих целей создала специальную комиссию. «Доля местных производителей и поставщиков хлебобулочных изделий в наших магазинах (в зависимости от региона) достигает порой 90-100%. И если хлеб свежий и вкусный, да еще и отпускная цена поставщика адекватная, то никому возвращать ничего не приходится, поскольку покупатели раскупают такой продукт с огромным удовольствием», — сказали в компании.

Следует отметить, что в крупных торговых сетях есть собственные пекарни, которые пользуются высоким спросом. Хлеб там теплый и быстро продается. Поэтому можно предположить, что торговые сети могут быть не заинтересованы в продаже больших объемов хлеба сторонних поставщиков.

Александр Аликин, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях