Около 800 фур могут скопиться перед пунктом пропуска Valimaa (с российской стороны – «Торфяновка») после 20 марта. Таким следствием грозит эксперимент таможенной службы.
Сегодня, 18 марта, ФТС распространила следующее заявление: «В целях оптимального распределения нагрузки на пункты пропуска, на основании распоряжения ФТС России от 18.02.2014 № 58-р «О проведении эксперимента» при перемещении товаров через таможенный пост МАПП "Торфяновка" с 0:00 часов 20.03.2014 проводится эксперимент по применению мер обеспечения соблюдения таможенного транзита, предусмотренных пунктом 1 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза, в отношении товаров, перевозка которых сопровождается книжкой МДП». Фактически это означает, что провозить товары через «Торфяновку» по книжкам МДП будет запрещено.
Книжка МДП — международная система «страхования». В случае, если груз потеряется в пути, Ассоциация международных автомобильных перевозок из своего фонда выплатит таможне компенсацию недополученных таможенных пошлин в пределах гарантийной ответственности. Машина с такой книжкой следует из пункта А в пункт Б без таможенных досмотров (за исключением особой необходимости), по упрощенной схеме, ее можно узнать по надписи «TIR».
Ежедневно через «Торфяновку» в Россию следует 300 – 400 грузовых автомобилей, большинство из которых проходит границу по процедуре МДП. В обратном направлении, из России в Финляндию, проезжают примерно до 150 машин в день. Такую статистику привели в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).
Минимальный срок одного рейса грузового автомобиля – два дня. Это значит, что те, кто уехал сегодня в рейс и планируют пройти таможню на российско-финляндской границе уже после 20 марта, не смогут вернуться в Россию. А значит, перед «Торфяновкой» на въезд в Россию может выстроиться очередь из 800 машин.
При этом водителю, которого после 20 марта не пустят в Россию с книжкой МДП, поехать, к примеру, на «Брусничное» и оформить груз там нельзя. Документы, необходимые для таможенного контроля, направляются только на определенный пункт пропуска.
«Что делать — непонятно. АСМАП будет в ближайшее время обращаться к уполномоченному представителю президента РФ с просьбой помочь разрешить ситуацию», – рассказал нашему изданию Константин Шаршаков, заместитель руководителя филиала АСМАП по Северо-Западу России.
Спор между АСМАП и таможней по поводу книжек МДП продолжается с июля 2013 года, когда таможня выпустила письмо о прекращении использования книжек МДП. Вместо этого автомобильным перевозчикам предлагалось приобретать гарантийные обязательства от страховых компаний. Северо-Западное таможенное управление на своем сайте предлагало пользоваться услугами определенных фирм.
Далее последовали многочисленные встречи, судебные тяжбы, в октябре 2013 года Высший арбитражный суд признал недействующим письмо ФТС России от 4 июля 2013 года № 01-11/28474 «О международных перевозках с применением книжек МДП».
По мнению участников рынка, водителям, оказавшимся на «Торфяновке» с книжкой МДП, возможно, придется покупать гарантийные обязательства, чтобы провезти товар на территорию нашей страны.