Как сообщили жуналистам в Смольном, легкорельсовый трамвай планируется пустить не только в Пулково, как на днях заявил губернатор Полтавченко, но также в Колпино, Всеволожск и Сертолово. По словам чиновников, «предпроектные наработки» уже есть. Дело за Дирекцией по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти.
Трамвайное кольцо вокруг города
Георгий Полтавченко недавно вернул к жизни идею о строительстве линии легкорельсового трамвая (ЛРТ) в аэропорт Пулково. Это заявление было сделано в связи с грядущим в конце месяца открытием нового здания аэровокзала, способным принимать ежегодно на пять миллионов пассажиров больше, чем сейчас. Увеличение пассажиропотока требует немедленного решения транспортной доступности аэропорта. Добираться туда по шоссе долго и вообще не соответствует европейским стандартам.
Еще пять лет назад, когда планировалась реконструкция Пулкова, планировалось и строительство до Пулкова линии легкорельсового трамвая – тогда его официально называли надземным экспрессом. Но с приходом в Смольный команды Полтавченко все проекты предыдущей администрации были пересмотрены и многие приостановлены. Такая судьба постигла и надземный экспресс. Компания, управляющая аэропортом Пулково, оказалась в неловкой ситуации: пассажиров доставлять в аэропорт надо, а обещанного властями решения транспортной проблемы нет и в помине.
За последние несколько месяцев из Смольного звучали порой противоречивые заявления о том, как лучше эту проблему решать. Обсуждались сразу несколько проектов: запуск железнодорожного «аэроэкспресса» от Балтийского вокзала, строительство линии легкорельсового трамвая от «Купчино», продление какой-нибудь ветки метро прямо в аэропорт и пуск магнитоплана (поезда, левитирующего на магнитной подушке). Очевидно, что одновременно все эти проекты реализованы быть не могут. А какой из них ему больше нравится, Георгий Полтавченко не говорил. Хотя еще в прошлом году обещал принять решение до конца первого квартала 2013-го.
И вот на днях губернатор вроде бы определился и сказал, что город все-таки будет реализовывать проект ЛРТ – надземного экспресса. Хотя непонятно, над чем раздумывали в Смольном, если строительство надземного экспресса запланировано Концепцией развития системы пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге, принятой еще в 2008 году постановлением правительства города. Последние изменения в документ вносились уже при губернаторе Полтавченко в конце 2011-го. В Смольном о нем почему-то не вспоминают, хотя документ никто не отменял. На сегодняшний день он является действующим.
Согласно принятым в Концепции планам, первый участок ЛРТ должен был соединить приоритетную на тот момент для Смольного стройку нового квартала Балтийская Жемчужина и станцию метро «Проспект Ветеранов». Затем дотянуться до Константиновского дворца в Стрельне. При этом обеспечивалась связь с «большой землей» жилых районов Сосновой Поляны, Ульянки и других, общей численностью в 240 тысяч человек.
Другую ветку ЛРТ собирались проложить от Московского вокзала до Пулково. Кстати, к 2012 году этот проект прошел экспертизу, и на его подготовку городом было направлено около 300 миллионов рублей.
По планам, к 2020 году линии надземного экспресса должны были захватить город в кольцо: протянуться от станции метро «Обухово» до метро «Гражданский проспект» и оттуда – к новой станции метро «Улица Савушкина». Расстояние между остановками ЛРТ, говорится в документе, должно рассчитываться, исходя из требований СНиП 2.07.01-89 «Планировка и застройка городских и сельских поселений» и составлять 1000 - 2000 метров. Станции следует размещать на пересечениях с основными магистралями, «где наблюдаются значительные пассажиропотоки в течение суток», а также у станций метрополитена и железной дороги. К 2020 году общая длина всех линий ЛРТ в Петербурге, по расчетам, должна достигнуть 68 километров. Общая стоимость строительства (в ценах 2008 года) оценивалась в 88,6 млрд рублей. Из них 27,3 млрд – из бюджета Санкт-Петербурга, 25,8 млрд – из федерального бюджета, и 35,4 млрд – из внебюджетных источников.
Губернатор еще думает
Как сообщили изданию «Город 812» в Смольном, сегодня имеются масштабные планы по строительству линий ЛРТ – надземного экспресса.
Эти планы мало согласуются с ранее утвержденной Концепцией развития пассажирского транспорта. Например, легкорельсовый трамвай в Пулково собираются запустить уже не от Московского вокзала, а из Московского района города. Но, по словам чиновников, и этот вариант – не окончательный.
«В настоящий момент рассматриваются различные варианты связи аэропорта Пулково с Петербургом, в том числе продление ветки метрополитена от станции «Проспект Ветеранов» (приоритетный вариант, но реализация уже после 2018 года) и, независимо от этого, строительство трамвайной ветки (ЛРТ) от Московского района через аэропорт Пулково и далее до Пушкина. Вариант строительства путей от станции «Балтийская» не является приоритетным ввиду уже существующей высокой транспортной нагрузки на данный узел», – пояснили в ведомстве строительного вице-губернатора Марата Оганесяна.
Среди других планов – строительство линий ЛРТ в Колпино от станции метро «Рыбацкое», во Всеволожск от Ладожского вокзала, в Сертолово от метро «Озерки». А вот обсуждаемый ранее запуск легкорельсового трамвая до будущего города Южный в Пушкинском районе в планах Смольного сегодня не значится. К Южному придется добираться по автодорогам, которые обещают реконструировать.
«В целях улучшения транспортного обеспечения Колпинского района Санкт-Петербурга в 2013 году предусмотрено выполнение работ по объекту «Проектирование Петрозаводского шоссе. 1-й этап». Окончание проектных работ запланировано на 2014 год. В составе работ предусмотрена реконструкция Петрозаводского шоссе с доведением проектируемой автомобильной дороги до параметров магистрали общегородского значения регулируемого движения и устройство трассы легкорельсового транспорта по направлению станция метро «Рыбацкое» – город Колпино. Сроки реализации проекта будут определены после получения положительного заключения государственной экспертизы и последующего включения объекта в Адресную инвестиционную программу», – сообщили «Городу 812» в аппарате вице-губернатора Оганесяна.
Для развития транспортных проектов, соединяющих Петербург и Ленобласть, в мае этого года распоряжением правительства РФ была создана специальная структура – АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти», которую возглавил бывший глава областного ЗакСобрания Кирилл Поляков. Министерство транспорта предложило выделять этой структуре ежегодную субсидию в размере 150 миллионов рублей на осуществление деятельности.
В Смольном говорят, что по строительству линий легкорельсового трамвая во Всеволожск и Сертолово имеются «предпроектные наработки». И Дирекция, возглавляемая Кириллом Поляковым, «должна выстроить взаимодействия между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью в вопросах транспортной инфраструктуры, в частности – в вышеперечисленных проектах». Однако за полгода существования вышеупомянутая Дирекция себя никак не проявила. Кроме того, в ведомстве не захотели (или не смогли) дать внятного комментария о готовящихся проектах. Прислали какую-то абстракцию.
«Все упомянутые в запросе проекты находятся на рассмотрении учредителей Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области – Министерства транспорта, правительства Санкт-Петербурга и правительства Ленинградской области, однако приоритеты будут расставлены Координационным советом по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, решения которого и будут исполняться Дирекцией в части экспертизы, мониторинга и координации взаимодействия всех участников, как исполнительной власти, так и представителей бизнеса. Именно эти решения и определят деятельность специалистов Дирекции, которые, в рамках согласованного учредителями функционала, прежде всего должны определить фактическую полезность для жителей города и области от реализации приоритетных проектов, их экономическую эффективность, а также обеспечить грамотное и своевременное воплощение этих проектов, принимая во внимание тот факт, что жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области уже давно участники единого экономического пространства, которое также требует и единого комплексного и современного подхода в части развития транспортной системы», – такой запутанный ответ дали в Дирекции на редакционный запрос.
На Минтранс надейся...
В Смольном признают, что многие из запланированных транспортных проектов зависают из-за проблем с финансированием. Все рассматриваемые варианты, особенно строительство метро, названное приоритетным, требуют участия федеральных средств. Однако, как сообщили «Городу 812» в Смольном, в федеральном бюджете на будущий год на развитие транспортной инфраструктуры Петербурга есть средства только на два проекта: Пулковско-Дунайскую развязку – 2 миллиарда рублей, и станцию метро «Новокрестовская» – 2,144 миллиарда.
При этом Минтрансу ранее были представлены десять проектов, среди которых строительство метро – Правобережно-Лахтинской линии (от «Спасской» до «Большого проспекта»), Фрунзенско-Приморской линии (от «Международной» до «Южной»), Невско-Василеостровской линии (от «Приморской» до «Улицы Савушкина», в том числе станция «Новокрестовская»). Но на эти объекты в федеральном бюджете (кроме «Новокрестовской») денег пока нет.
Проект строительства линии легкорельсового трамвая до Пулково в Министерство транспорта не представлялся. Прежняя схема финансирования (федеральный бюджет – 30%, городской – 30%, внебюджетные источники – 40%), вероятно, будет пересмотрена. В Смольном хотят сделать ставку на частных инвесторов. Предварительная стоимость ЛРТ до аэропорта – 12 миллиардов рублей без учета стоимости развязок, которых на пути легкорельса необходимо построить три штуки.
В 2014 году на развитие транспортного комплекса Петербурга из городского бюджета будет направлено 336 млрд рублей, что на 102 миллиарда больше, чем в 2013-м.
Что такое ЛРТ
Легкоре́льсовый тра́нспорт ( от англ. Light Rail) – городской железнодорожный общественный транспорт. Иногда его называют скоростным трамваем. В отличие от обычного трамвая он движется быстрее, как правило, по выделенным путям, и не имеет одноуровневых пересечений с другими транспортными потоками. От метро отличается меньшей вместимостью и меньшей нагрузкой на ось (до 7,5 т/ось, у поездов метро – до 15 т/ось). Отсюда и название – легкорельсовый. Токосъем осуществляется с помощью контактной сети, в метро – через контактный рельс. Стоимость строительства одного километра ЛРТ оценивается в 1 - 10 млн долларов. Стоимость строительства метро – 40 - 100 млн долларов/ км. Для обеспечения эффективности эксплуатации необходимо наличие минимального пассажиропотока, как правило, не менее 1500 пассажиров в час в одном направлении.
«Городской власти не хватает последовательности в действиях»
Антон Финогенов, гендиректор Института территориального планирования «Урбаника»:
– О том, что строится новый терминал Пулково, было известно давным-давно. Мне непонятно, почему мы дождались момента, когда он уже практически введен в эксплуатацию, но до сих пор даже не принято официальное решение о том, как он будет транспортно обеспечиваться. Сейчас очень важно перейти от рассмотрения теоретических вариантов к конкретным экономически просчитанным решениям. Как эксперт могу сказать, что и вариант с метро имеет свои плюсы и минусы, и вариант с железнодорожным экспрессом от Балтийского вокзала, и запуск скоростного автобусного сообщения от метро «Московская», и скоростной трамвай от Купчино. Но пока мы не перешли к конкретному обсуждению: «Смотрите, метро стоит столько-то, федерация готова дать столько, городу надо потратить столько-то», – и так далее по каждому проекту, что-то советовать или комментировать просто безответственно.
Если рассматривать чисто в теории, то, наверное, соглашусь, что вариант прокладки метро – самый лучший. Но, с другой стороны, у нас в городе настолько неадекватно медленно строится метро, что возникает вопрос: а это вообще реально – построить его в какие-то обозримые сроки? Если за последние десять лет открыли 5 - 7 станций, то с чего вдруг в ближайшие годы построят еще, допустим, 15? Особенно в условиях экономической стагнации в стране, когда в ближайшие пару лет расходы на транспортную инфраструктуру, очевидно, не будут увеличиваться.
Нужно, чтобы и эксперты, и общественность могли увидеть стоимость, сопоставить преимущества проектов, и тогда можно было бы оценить, какой вариант лучше – хотя бы из экономических соображений. Но пока тут какая-то полная дымовая завеса, и регулярно всплывают все новые варианты. Я слышал даже про поезд на магнитной подушке, как в Шанхае. Понятно, что ничего, кроме истерической улыбки, такие разглагольствования не вызывают.
Вопрос надо решать как можно скорее, и решать с точки зрения публичных, прозрачных критериев принятия решения. И меньше болтать о каких-то очередных вариантах. Мы уже потеряли время. Через год-два аэропорт Пулково может начать терять свою конкурентоспособность из-за проблем с транспортной доступностью, и тогда проблему придется решать путем ограничения пассажиропотока Пулково. Неужели мы так хотим ее решать?
Нельзя не отметить, что городской власти не хватает последовательности в действиях. И за два года ничего не изменилось – все как было, так и продолжается. Поэтому можно посоветовать Георгию Полтавченко обращать больше внимания на необходимость укрепления качества управления на уровне городской администрации.