Как часто приходится слышать сетования родителей: «Правила-то он знает, а пишет все равно неграмотно». Сразу скажу, что натаскать ученика на ГИА или ЕГЭ, приучив его к конкретным тестам, задолбив с ним схемы и штампы сочинений-рассуждений (тезис - два аргумента - вывод), – все это проще, чем научить его по-настоящему грамотной русской речи, устной и письменной. Но — можно!
Разные виды памяти
Трудно перечислить все блага, которые несет в себе чтение. И уж конечно, оно развивает речь и повышает уровень грамотности. Если же у ребенка хорошая зрительная память (что встречается не так уж часто), чтение делает его безупречно грамотным.
Ребенку с хорошей звуковой памятью, который стихи учит непременно вслух, посоветуем при письме проговаривать слова так, как они пишутся: ин-тел-ли-гент…
Один из моих учеников однажды удивил меня тем, что переписывал письмо Онегина к Татьяне. «Пока не напишу своей рукой, не выучу!» - объяснил он. Это механическая память - память руки. Такому ученику нужно писать больше: даже просто внимательное списывание делает его грамотнее. У такого спросишь: «Как пишется «винегрет»?» Он подумает, потом своей рукой напишет, посмотрит и ответит. У него рука помнит. Такие ученики и студенты вечно пишут шпаргалки, которыми потом могут и не пользоваться: им главное - прописать, чтобы запомнить.
И, конечно, все виды памяти можно и нужно развивать.
Могут ли помочь родители?
Вы можете, конечно, нанять сыну или дочери репетитора, чтобы подготовить его к экзамену или отработать какие-то сложные темы. Но развитие речи и навыки грамотного письма – это совсем другая история. Что можно и нужно сделать самим родителям? В первую очередь, конечно, прививаем ребенку любовь к чтению. Ученик, который много читает, уж конечно, не напишет фразы типа: «Я оглянулся. У меня в заде сидел заяц!» Или: «Мальчик подбежал ко кну».
Следим, чтобы наше чадо аккуратно и чисто работало в тетрадках. Разборчивый и четкий почерк – 30 процентов грамотности: кто пишет четко, тот, как правило, думает, что и как он пишет.
В случае какой-то особой безграмотности нужно обратиться к логопеду, что помогает некоторым ребятам. Но многие логопеды говорят, что к 7-му классу дисграфия или дизорфография должны быть побеждены стараниями ученика, учителя, родителей.
Развиваем навык самопроверки
Очень полезен навык самопроверки. Один мой ученик со страшной дизорфографией (допускал массу нелепых ошибок, хотя хорошо знал правила) научился искать и находить свои ошибки. Заботливая мама купила ему ручку-шпиона, чтобы работа не выглядела грязной. Неплохой выход из ситуации! Он сдавал работу немного позже других, что не помешало ему неплохо написать экзамен по русскому языку и поступить туда, куда он и планировал.
Как развивать навык самопроверки? Мы, конечно, делаем это на уроках в школе. А дома… Если ребенок безграмотно списывает с учебника, значит, для него будет полезным списывание с самопроверкой ежедневно; пусть это будет хотя бы треть страницы. Текст выбирайте из хорошей и интересной книжки. Утром написал - через несколько часов сам свою работу проверил. Списывает неплохо, а с диктантами беда? Диктуйте небольшие тексты из сборника за соответствующий класс: сборники эти продаются в книжных магазинах. Дальше – по желанию. Может проверить по книжке сам. Если плохо получается – проверьте у него вы, но ошибок не исправляйте, а отметьте карандашом на полях: в какой строчке допущены ошибки. Дальше пусть ищет сам. Ребенок может сам себе поставить оценку: 1-2 ошибки – это «четверка», 3-4 ошибки – «удовлетворительно». «Двойки» неприятно получать, лучше за безграмотную работу поставить «см», что значит «смотрено».
Хвалите и поощряйте даже за самые скромные успехи. В прошлом диктанте он сделал 15 ошибок, а в этом 9? Не надо говорить, что это тоже «единица»: посчитайте его ошибки вместе, порадуйтесь, что их стало почти в два раза меньше, и продолжайте вместе трудиться.
Нужно ли заниматься летом?
Как правило, дети особенно плохо пишут после лета, малыши могут даже забыть, в какую сторону пишется та или иная буква. Тот, кто летом хотя бы 20 - 30 минут в день занимался, имеет преимущество. Все труды, которые вы вкладываете в своего ребенка, окупятся с лихвой.
Все, что здесь написано, подтверждается 20-летним опытом работы. Многому меня научила мама – отличник народного просвещения, кое-чему – дедушка, всю жизнь проработавший учителем русского языка и директором сельской школы. Ни одно их слово не пропало даром. Успехов вам и вашим детям!
Нина Владимировна Филипенко, учитель русского языка и литературы школы №71, для «Фонтанки.ру»