За 4 года существования ЕГЭ как единственной формы выпускных и вступительных экзаменов в России скандалы вокруг организации и проведения испытаний возникают все чаще. О глобальности нарушений можно лишь гадать. «Фонтанка» попыталась заглянуть за кулисы экзамена, чтобы рассказать читателям, как проверяют ЕГЭ в Петербурге.
В кафе на Заневской площади влетает юная леди. По виду школьница. На ходу заказывает чашку кофе, не переставая разговаривать с неизвестным собеседником по телефону. Садится за столик и... закуривает. «Да, какой вариант? Сейчас посмотрю... Да, есть ответы». Она убегает через несколько минут на первый ЕГЭ июня — испытание по математике.
Еще в конце мая в Сети были обнаружены тесты по русскому языку, истории, биологии, информатике, математике, обществознанию и химии. Материалы по первому обязательному ЕГЭ оказались подлинными. Для государственной итоговой аттестации были опубликованы не только задачи по русскому и математике, но и матрицы ответов. Что удивительно, федеральные чиновники от образования настаивали: материалы, размещенные в Интернете, — подделка и не имеют никакого отношения к реальности. Но в Петербурге задания ГИА для 9-х классов в последний момент заменили.
«Почему ЕГЭ для 11-х не стали менять?» - спрашиваем мы у директора Регионального центра оценки качества образования Евгении Михайловой. Ответ прост: задания на ГИА для 9-х классов печатаются в Петербурге: из Москвы материалы приходят в электронном виде, а ЕГЭ привозят в запечатанных пакетах уже готовым к использованию, вскрывать их запрещено по инструкции. Оказалось, что решение о замене заданий ГИА по русскому языку и математике в Петербурге принимала председатель комитета по образованию Жанна Воробьева. Но для этого потребовалось согласование не только с Минобрнауки и Рособрнадзором, но и с Федеральным центром тестирования и Федеральным институтом педагогических измерений. Поскольку для ГИА в Сети появились не только сами задания, но и матрицы решений, город не просто взял задания другого региона. Они автоматически были перемешаны. Специалистам потребовались сутки безостановочной работы по распечатке заданий и формированию индивидуальных конвертов.
Математика — второй обязательный предмет для выпускников. Для многих он сложнее, чем русский язык. «Сдать ЕГЭ по математике не сложно», - уверены в центре. Чтобы набрать минимальное число баллов, достаточно решить 5 элементарных заданий. Что касается утечки, КИМы формируются, в том числе, и из заданий демонстрационных версий. То есть с начала учебного года они частично доступны для решения выпускниками.
…«Место кондуктора не занимать» - красуется объявление на одном из стульев в коридоре третьего этажа Регионального центра оценки качества образования. Расположен он в самом сердце города - на Вознесенском проспекте. Именно здесь находится мозговой центр проведения ЕГЭ в Петербурге. Работа кипит - туда постепенно привозят заполненные экзаменационные бланки по математике. Сдававшие уже освободились. Для взрослых начинается работа по проверке знаний.
Заполненные экзаменационные бланки ЕГЭ по математике в Региональный центр оценки качества начали свозить ко второй половине дня 3 июня. Это коричневые конверты — по три (с регистрационными бланками, частями А и В, а также частью С) на каждую аудиторию, где проходил экзамен. Работа районов делится на три этапа: сначала задания собирают и запечатывают в аудиториях, потом конверты собирают в пункте проведения экзамена, и лишь затем все это централизованно свозится в администрацию района. Пока все конверты не будут собраны, педагоги не имеют права везти бланки на проверку на Вознесенский проспект.
Каждый документ, даже контрольно-измерительные материалы (фактически это тексты заданий), подлежит строгому учету. За любую бумажку несется персональная ответственность. По приезде на Вознесенский представители района оставляют КИМы на первом этаже. И поднимаются выше. Кондуктор распределяет районы по аудиториям, где будет проходить приемка материалов. Дальше принимающий, уже от Регионального центра оценки качества, должен проверить соответствие отчета фактическому числу конвертов, а также принять все протоколы.
Для приемки материалов выделено 7 аудиторий. В каждой по три сканера. За тем, что происходит, следят по две видеокамеры с возможностью потоковой записи происходящего. Одна снимает картинку в целом, другая направлена на стол, где принимаются привезенные из районов работы.
После экзамена начинается самая мутная и кропотливая работа. Каждый бланк сканируется. В результате в базе оказываются списки сдававших, к фамилии прикреплен штрих-код, соответствующий заполненным бланкам. В результате в базу данных попадают изображения всех бланков ответов. После сканирования начинается процесс верификации: сотрудники центра вручную сравнивают правильность выданных компьютером данных с тем, что написал ученик. Машина может считать, например, запятую как 1 или 7. Здесь важна внимательность оператора. Знаки, буквы, цифры. Все должно быть таким же, как в бланках школьника.
ЕГЭ в Петербурге проверяют не целиком. После того, как верификация закончена, ответы частей А и В отправляют по закрытым каналам связи с Москву, там уже машины автоматически сравнивают работы экзаменуемых с матрицами правильных ответов.
Самое сложное — проверка части С. Она также сканируется, но уже таким образом, чтобы эксперт не мог увидеть фамилии сдававшего, то есть он не знает, чью работу проверяет. Потом без опознавательных знаков эту часть письменной работы отдадут на проверку. Каждую — двум экспертам, чтобы по возможности исключить погрешность. Большинство проверяющих — учителя петербургских школ. Именно поэтому до сих пор Петербург является единственным регионом, который не оплачивает дополнительно работу экспертов. Учителя проверяют ЕГЭ в свое рабочее время. Сторонних специалистов все же привлекают, в зависимости от сложности экзамена их число может быть до 15%.
Так, русский язык в этом году проверяли около 500 педагогов (по всем предметам в 2013-м будет привлечено 3500 экспертов). Если оценка одного на несколько баллов отличается от второго, машина не примет окончательный результат. Процедура происходит автоматически. Критерии, насколько сильно эксперты могут расходиться в оценке работы ученика, определяют на федеральном уровне. Неоднозначную работу отдадут на третью проверку старшему эксперту. Именно от него будет зависеть окончательная оценка ребенка. «В этом году у нас было менее 4% спорных сочинений. Это говорит о высоком качестве работы экспертов», - говорит Евгения Михайлова. После окончания проверки части С отправляют в Москву. Там уже суммируются баллы и выдается окончательный результат.
Количество документов, сопровождающих каждый шаг проведения ЕГЭ, ужасает. А что будет, если потеряется, например, дополнительный бланк ребенка? Ответ категоричен: будут искать, пока не найдут. Если сдававший забрал его с собой с черновиками, будут дозваниваться. Число бумаг в протоколах и по факту обязательно должно совпасть.
Части С по русскому языку оправили в Москву 3 июня. На сверку и выборочную проверку соответствия выданных компьютером данных понадобится еще около 6 дней. Результаты ЕГЭ поступают в Петербург из Москвы после того, как федеральном уровне будут обработаны результаты из всех регионов. Этот срок никак не нормирован. После этого назначается дата официальной публикации результатов. Именно от нее отсчитываются дни работы конфликтной комиссии.
По словам Евгении Михайловой, число апелляций в 2012-м снизилось в разы. Это произошло после того, как город принял решение показывать ученикам не только итоговый результат, но и заполненные бланки. Таким образом, ученик имеет возможность воочию наблюдать свои ошибки. Жалоб по процедуре проведения экзамена в городе единицы. Их нужно оставлять непосредственно в пункте проведения. Одна из самых экзотических — школьнику мешал трактор, работавший за окном. Такого рода обращения тоже рассматриваются.
Вопросы не заканчиваются: Почему город не поставит глушилки мобильной связи хотя бы в туалетах пунктов проведения экзаменов? - Дорого. Каждый год у нас порядка 300 пунктов, в каждом несколько аудиторий. Это значит, что, если испытание проводится на нескольких этажах, туалет должен быть открыт на каждом. То есть примерно по 4 устройства на пункт. Сейчас мы думаем о том, чтобы поставить металлоискатели на входах.
Кстати, мобильные телефоны во время экзамена нельзя не только использовать. Его даже проносить в пункт проведения нельзя во включенном состоянии: удалить с экзамена могут, даже если он зазвонит в оставленной в коридоре сумке. Объясняют требование так: виброзвонок могут не заметить, а вот громкая музыка, скорее всего, помешает другим сдающим. Особенно на испытаниях по иностранным языкам, где в задание входит аудирование.
Каким образом принимаются решения о том, кто и в какой аудитории будет проводить и сдавать экзамен? - Места в произвольном порядке распределяет программа. Они закреплены за каждым сдающим, и если возникнет путаница, результаты будут аннулированы. Точно так же работают учителя в аудиториях. О том, в какой именно аудитории они будут наблюдать за процессом сдачи, они узнают только утром, по приходе в пункт проведения.
Работа над ЕГЭ у организаторов круглогодичная. Все материалы хранятся по полгода. То есть протоколы, КИМы и бланки 2013-го могут быть уничтожены только 1 января 2014-го. Это около 10 тонн бумаги, которая списывается по актам и уничтожается при помощи промышленных шредеров. Публикация же контрольно-измерительных материалов допускается только через 2 года. То есть сейчас могут быть обнародованы задания 2010-го.
В 2013 году ЕГЭ сдают 860 тысяч человек по всей стране, 750 тысяч из которых закончили школу в этом году, остальные – выпускники прошлых лет. Фактически сдать экзамены может любой желающий. Так, в Региональном центре оценки качества образования вспоминают, что несколько лет назад испытания по нескольким предметам проходил 75-летний петербуржец. Делал он это просто из любопытства.