В Петербурге открылись три книжных магазина компании «Торговая фирма «Санкт-Петербургский Дом книги». И хотя власти признаются в том, что интерес к книгам падает, Смольный вместе с предпринимателем Вагифом Мамишевым планирует увеличить количество городских книжных до 18, а также открыть книжные клубы. Эксперты видят будущее спасенного от банкротства Дома книги пока туманным.
24 апреля в Петербурге после долгого перерыва начали работу три городских книжных магазина компании «Торговая фирма «Санкт-Петербургский Дом книги»: «Дом книги на Литейном» (Литейный пр., 30), «Мир науки и медицины» (Литейный пр., 64), а также «Детский книжный мир» (Лиговский пр., 105).
Напомним, городское предприятие ОАО «Санкт-Петербургский Дом книги» находится в состоянии кризиса с 2006 года. Тогда ЗАО «ПАН» закончило ремонт помещений в Доме Зингера на Невском проспекте, однако вместо смольнинского предприятия туда вдруг въехала подконтрольная «ПАН» компания с похожим названием – ООО «Дом книги».
За городским Домом книги остались его филиалы, но и они из-за долгов учреждения начали закрываться. В августе 2012 года Смольный заявил о намерениях возродить предприятие, в том числе восстановить и расширить филиальную сеть. И нашел инвестора - главу азербайджанской диаспоры Вагифа Мамишева. Его представитель ранее заявлял, что инвестор готов вложить в проект 580 миллионов рублей. Всего же долгов накопилось около 280 млн рублей, общее число кредиторов - около 1600. Чтобы прекратить процесс банкротства организации, Мамишев заплатил кредиторам 110 млн рублей.
«Недобросовестные люди пытались обанкротить Дом книги. Город помог, нашел инвестора, который смог открыть и возродить магазин», - пересказал эту историю губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, пришедший на открытие магазина на Литейном, 30.
Генеральный директор книжной сети ОАО «Торговая фирма «Санкт-Петербургский Дом книги» Любовь Невская уверена, что Дом книги банкротили специально. При этом Невская надеется, что компании удастся вернуться на Невский, 28, - с ЗАО «ПАН» все еще ведутся переговоры об этом. «У нас, конечно, не Дом Зингера, чуточку потеснее», - с сожалением говорила она, показывая Полтавченко зал с книжными стеллажами.
Градоначальник выбрал для себя три книги: «Тайная жизнь петербургских памятников» Сергея Носова, «Обращение вслух» Антона Понизовского и детский альбом «Корабли» для крестника. Первый покупатель отдал за книги 1420 рублей.
Про магазин на Литейном, 30, гендиректор сети рассказывала восторженно: «Целый год, когда все было арестовано: и свет, и сигнализация, и отопление, — здесь дежурили сотрудницы. Они преданные своему делу люди — более 30 лет проработали в книжном... Мне самой хочется купить книги, когда они рассказывают о них. Эти сотрудницы сохранили все книги, при этом делали это добровольно, зарплату им не платили», - поделилась она позже с «Фонтанкой».
По ее словам, в планах у компании, 49% которой в ближайшем времени будет оформлено на инвестора, а контрольный пакет останется у Смольного, открыть 18 книжных магазинов по городу, в частности, специализированных. В дальнейших перспективах — открытие книжных клубов. Невская уверена, что у книжных магазинов есть будущее и возможность процветания. «Недавно был проведен соцопрос: 78% процентов ответили, что у них есть время читать книги. Люди читают, и такая потребность есть. А читалки... по себе могу сказать, что устаю на работе от компьютера, мне удобней держать в руках книгу», - добавила гендиректор смольнинской компании «Торговая фирма «Санкт-Петербургский Дом книги».
Впрочем, в самом правительстве уже давно отмечают спад интереса петербуржцев к книгам. В комитете по печати «Фонтанке» рассказывали, что с кризисного 2008 года реализация книжной продукции снизилась по разным сегментам от 10 до 40%, и по прогнозам объемы продаж будут ежегодно снижаться на 5-10% и дальше.
Знают об этой тенденции и в Союзе писателей: «Люди читают. Чем больше у людей денег, тем больше они себе могут позволить, в том числе и покупать книги. Но бумажные книги читают все меньше. Все книги можно найти в Интернете. И купить все можно в Интернете. Я уже реже прихожу в магазин и покупаю книгу потому, что меня заинтересовала обложка. Возможно, сократятся тиражи книг, но любители все равно останутся», - поделился с «Фонтанкой» заместитель председателя Союза писателей Петербурга Сергей Арно. По его словам, писатели смогут помочь книжному магазину: «В этом году будет субсидировано городом издание 130 книг, они будут появляться на полках Дома книги. Это может быть и такой рекламный ход - магазины, где можно купить книги петербургских писателей», - рассудил Сергей Арно.
Генеральный директор «Книжного клуба 36.6 — Северо-Запад» Неонилла Самухина видит будущее только в тех магазинах, где есть возможность не просто продавать книги, но и устраивать досуг приходящих туда. «Конечно, у сетей больше возможности и выжить, и заработать, а маленьким магазинам надо придумывать что-то особенное», - уверена специалист. Она приводит пример магазина «Подписные издания», который недавно был отремонтирован, где у покупателей есть возможность выпить кофе. По мнению Самухиной, именно из-за этого там есть своя постоянная аудитория. «Пока сложно говорить о городском книжном магазине, непонятны его перспективы, все будет зависеть от политики инвестора и города», - сообщила она «Фонтанке», отметив, что до кризиса приносил доходы лишь книжный в Доме Зингера, остальные магазины были в лучшем случае не убыточны.
Впрочем, генеральный директор петербургской книжной сети «Буквоед» Денис Котов уверен, что городской Дом книги нельзя рассматривать как бизнес-модель: «Это больше государственная инициатива. Они же не платят почти за помещение, а сейчас основная часть стоимости книг в магазинах — это аренда. С другой стороны, снизить цены на книги они тоже вряд ли смогут, это делают поставщики лишь в условиях массовой закупки», - отметил менеджер «Буквоеда», добавив, что в последнее время в Петербурге активно открываются книжные магазины, и только в их сети за этот год открылось уже 4 торговых точки.
Отметим, что специалисты предполагают возможные проблемы общения смольнинского Дома книги с издательствами. Это связано с тем, что перед большинством из них все еще не погашены долги. Ранее в списках кредиторов значились ООО «Издательский центр «Академия», ООО «БукМастер», ООО «Северо-Западное книготорговое объединение» и другие компании. Анонсировалось, что инвестор рассчитается с кредиторами раньше, а открытие книжных планировалось еще в сентябре.
Вагиф Мамишев - известный бизнесмен, глава холдинга «Конрад» и один из руководителей АНКА (Азербайджанская национально-культурная автономия в СПб). В группу «Конрад» входят такие крупные предприятия, как: ОАО «Механический завод» (Петербург), ОАО «Управление механизации -1» (Петербург), ОАО «Автоарматура» (Петербург), ООО «Деревообрабатывающий комбинат» (Сланцы, Лен. Обл.), ЗАО «Петровский строитель» (Петербург), ОАО «Лизинговая компания «Ликострой» (Москва), ОАО «ЛК «Ликострой» (Петербург). Активы компании "Конрад" эксперты рынка оценивают в 10 млрд долларов. Как сообщается в биографии на официальном сайте бизнесмена, Вагиф Мамишев «является крупным общественным деятелем, возглавляющим Совет национально-культурной Автономии азербайджанцев Санкт-Петербурга с 2001 года». Кроме того, он советник губернатора Петербурга, член консультативного Совета по делам национально-культурных объединений при правительстве города, действительный член Международный академии наук. Как сообщает официальный сайт Мамишева, согласно социологическому опросу, проведенному в 2004 году крупнейшей независимой общественно-политической газетой Азербайджана «Наш век», Вагиф Мамишев был признан одним из самых успешных азербайджанцев, проживающих за пределами исторической Родины, и награжден почетным званием «Человек года».