Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финляндия Дети в Финляндии: львиная доля бюджета

Дети в Финляндии: львиная доля бюджета

132

Более 2 млрд евро потратит в 2013 году департамент социальных услуг и здравоохранения Хельсинки, в функции которого входит и защита детей от самих себя или родителей (бюджет финской столицы на 2013 год составляет 4,5 млрд евро). До России доходит информация лишь об отдельных историях семей соотечественников, переехавших на ПМЖ в Финляндию. Тем временем, в самой Суоми не прекращаются жаркие споры о необходимости тратить столь крупные средства на такого рода социальные нужды. Пока очевидный плюс у системы лишь один — в соседней стране дети-беспризорники отсутствуют как данность.

Министр здравоохранения и базовых социальных услуг Финляндии Мария Гузенина-Ричардсон уверена: в России неправильно распространяется информация о работе службы защиты детей. «Если кто-то говорит, что в Финляндии детей убирают из семей за то, что ребенок конфету хотел… Надо же головой думать», - говорит она (кстати, на хорошем русском языке).

На то, чтобы поддерживать социальное обеспечение жителей страны на должном уровне в 2011 году Финляндия потратила 56,8 млрд евро. При этом с 2008 года в Финляндии не утихают споры по поводу расходов, составляющих львиную долю. Речь идет о работе службы защиты детей. В 2011 году (статистика по 2012-му у финнов еще не готова) в целом по стране клиентами службы стали 81,5 тысячи человек. 10 535 были отправлены на нестационарное сопровождение. То есть в замещающие семьи. Согласно финскому закону от 2008 года, ребенок может быть передан на попечение государству или гражданам страны в том случае, если его родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками, страдают от психических заболеваний или подвергают чадо насилию. При этом понятие «насилие» включает в себя не только физическое избиение, но и эмоциональное давление на ребенка.

Дело о защите ребенка открывается по заявлению на основании уведомления службы защиты детей, представителей властей, полиции и родителей. Дальше у чиновников есть 7 дней для того, чтобы определить, нуждается ли маленький гражданин Финляндии в срочной защите. Решение принимается органами опеки совместно с родителями (законными представителями) и самим потенциальным клиентом в том случае, если он достаточно взрослый. Для разрешения кризисной ситуации в семье может быть предпринято несколько действий: отпуск, помощь в учебе, психологическое и финансовое сопровождение, помещение семьи в стационар. Для того, чтобы изъять ребенка из семьи, необходимы веские основания. В Суоми уверены: это ни за что не произойдет, если не предпринято все возможное для того, чтобы члены семьи не расставалась.

«Если любой человек видит, что ребенка бьют или он в 12 часов ночи в мороз босой вышел на улицу, каждый должен позвонить и заявить о произошедшем, - считает госпожа Гузенина-Ричардсон. - Но после этого происходит исследование проблем. Может быть мама одна, она устала, очень много проблем. Это очень дорого убирать детей из семей». И действительно дорого: один ребенок обходится государству в сумму от 12 (если он передан в принимающую семью) до 90 (если содержится в интернате) тысяч евро.

В Финляндии, кстати, такого понятия, как лишение родительских прав не существует в принципе. Даже отдавая по решению суда ребенка властям или замещающей семье общество предполагает, что рано или поздно он вернется домой. Только вот иногда «временные» решения могут продлеваться вплоть до совершеннолетия.

Официально в Суоми запрещено разглашать данные о том, из каких семей изымаются дети. Это делается в интересах, прежде всего, самих ребят. «Мы не хотим, чтобы иммигранты думали о том, что к ним в Финляндии относятся враждебно и обходили стороной службу защиты детей. Важно достичь доверия между клиентом и сотрудником, чтобы иметь возможность оказать помощь», - говорит советник-консультант министерства здравоохранения и базовых социальных услуг Лотта Хямеен-Анттила.

Несмотря на довольно строгие правила по поводу разглашения персональных данных в Финляндии, до России доходят отдельные истории об отнятых у родителей детях. Первая из них прогремела еще в 2008 году. Тогда спустя пять лет после развода с гражданином Финляндии Пааво Салоненом Римма Салонен вывезла тогда 5-летнего сына Антона, имеющего российское и финское гражданство, в Россию, в Балахну Нижегородской области.

В апреле 2009 года при содействии сотрудника генконсульства Финляндии в Петербурге Симо Пиетиляйнена ребенок тайно в багажнике дипломатической машины был вывезен из России.

В октябре 2009 года суд финского города Тампере за похищение сына и лишение его свободы приговорил Римму Салонен к полутора годам условного заключения и денежной компенсации за моральный вред. Право опеки над Антоном получил отец. В апреле 2011 года суд финского города Пори отказался возвращать Римме Салонен опекунство над сыном.

Между тем в июне 2012 года суд города Вааса разрешил Римме Салонен встречаться с сыном не два раза в месяц, как ей позволялось раньше, а каждую неделю.

В феврале 2010 года сотрудники органов соцопеки Финляндии забрали Роберта Рантала в приют города Турку, сочтя пребывание мальчика в семье опасным и обвинив Ингу Рантала (гражданку России) в избиении ребенка. Поводом, по словам россиянки, стал рассказ Роберта о том, что мама его шлепнула. Роберт в марте прошлого года убежал домой из школы, куда его отвели соцработники. Родители отказались добровольно возвращать сына в приют и закрылись с Робертом в своем доме. В конфликт вмешался российский детский омбудсмен Павел Астахов, которому удалось уговорить финскую соцслужбу не забирать ребенка из семьи в обмен на пристальный контроль соцработников. Летом 2010 года Инга Рантала вместе с сыном уехала в Петербург, где восьмилетний Роберт пошел в первый класс.

В настоящее время семья уже продала дом в Турку, и отец Роберта Вели-Пекка Рантала намерен перебраться в Петербург после того, как уладит все формальности, сообщила Инга Рантала. Пока ее супругу-финну приходится жить в арендованном гараже, куда он перевез вещи.

Уже в 2013-ом финские власти отняли у россиянки шестилетних двойняшек Артема и Соню Карелиных, которые были в гостях у отца в Финляндии. При этом дети имеют только российское гражданство. Родители разведены, дети проживают с матерью Светланой Карелиной в России. По информации представителя МИД РФ в Петрозаводске, шестилетние двойняшки в данный момент находятся у отца.

В Финляндии недоумевают: в России пишут только об историях семей соотечественников и уверены в том, что, прежде чем отнять детей у родителей, делают все возможное для того, чтобы семьи все же были вместе. «Очень важно, чтобы в обеих странах информация была правдивой. Мы очень близко, да у нас была своя история взаимоотношений. Но теперь мы живем в 2013 году, и нам надо смотреть друг другу в глаза, видеть человека, а не врага. Для меня очень плохо, что такие фантазии в России рождаются. Мы же здесь не звери, мы очень любим наших детей и русских детей», - так министр здравоохранения и базовых социальных услуг комментирует заявление детского омбудсмена России Павла Астахова на то, что в Суоми отнимают детей просто для того, чтобы повысить демографический уровень.

О том, что к службе защиты детей в Финляндии относятся неоднозначно говорит один простой факт: в обществе идут активные споры о необходимости тратить такие средства. Тем более, что реальная польза от действия закона еще не изучена. Пока очевидный плюс лишь один — в Суоми совершенно нет беспризорников.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях