В Государственную думу внесен законопроект, предусматривающий наложение штрафов за небрежное отношение к родной речи. Те слова, которые уже ассимилировались в русском языке, один из авторов, Владимир Жириновский, предлагает оставить, а те, для которых есть вполне современные эквиваленты, — жестоко вымарать из лексикона. За нарушение можно поплатиться: за «грязную» речь – 2,5 тыс. руб., а вот юридические лица ждет штраф в двадцать раз больше.
'В Государственную думу внесен законопроект, предусматривающий наложение штрафов за небрежное отношение к родной речи. Те слова, которые уже ассимилировались в русском языке, один из авторов, Владимир Жириновский, предлагает оставить, а те, для которых есть вполне современные эквиваленты, — жестоко вымарать из лексикона. За нарушение можно поплатиться: за «грязную» речь 2,5 тыс. руб., а вот юридические лица ждет штраф в двадцать раз больше.
21 февраля радетели за чистоту русского языка в лице депутатов Жириновского, Овсянникова, Балберова, Журавлева, Золочевского, Субботина и Соболева передали председателю Государственной думы проект закона, предусматривающий некоторые изменения в существующий 53-й ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» и в КоАП.
Общие положения предлагается дополнить, добавив в полномочия правительства страны утверждать и определять перечень слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка. А наказывать предлагается не только за препятствование гражданам изъясняться на певучем, но и за «замусоривание» литературной речи иностранными словами и выражениями, если у них есть общеупотребительные аналоги.
Ловить за язык каждого на улице депутаты не предлагают, их больше волнует речь дикторов и ведущих передач на телевидении и радио, а также применение англицизмов и американизмов в газетах. Под запрет предлагают отправить высказывания с парламентских трибун и официальные заявления государственных лиц.
В Кодекс об административных нарушениях и вовсе предлагается внести еще одну статью – «Нарушение норм современного русского языка при использовании в качестве государственного...». Русофилы из Госдумы предлагают карать граждан на 2–2,5 тысячи, должностных лиц — на сумму от 4 до 5 тысяч, а юридическим лицам грозит наказание от 40 до 50 тысяч рублей.
Есть еще и дополнительное наказание с неожиданной формулировкой, которое может быть применено по усмотрению суда: «Конфискация предмета административного правонарушения».
С тиражами газет и журналов, а также с неугодными эфирами есть известный и простой способ борьбы - изъятие. Но если кто-то преступно ввернул «вау» или, что совсем страшно, предложил знакомому «менеджеру» после посещения «бутика» «Шанель» зайти на «бизнес-ланч» или прямиком отправиться на «сейшен», не очень понятно: придется ли расставаться с языком или нет? Не в смысле родной речи, а в смысле органа.
Исходя из приложенной парламентариями пояснительной записки описанная выше ситуация должна была бы звучать так: предложить знакомому приказчику из лавки «Шанель» зайти на деловой обед или отправиться на заседание.
Директор Экспертного центра по изучению проблем экстремизма при СПбГУ Сергей Кузнецов считает инициативу правильной. «Но эта задача невыполнима, - заявил он корреспонденту «Фонтанки». - Всегда можно доказать, что заимствованное слово имеет дополнительный оттенок. Например, слова «тенденция», «направление развития» и ставшее модным «тренд». Всегда можно сказать, что последнее было употреблено как нечто особенное. Где критерий того, что слово новое, заимствованное? Тогда нам нужен полный список того, что можно использовать. В Петербургском государственном университете такой словарь, кстати, создается. Это правильная тенденция в русле французской традиции. Но этот закон либо будет дорогим, либо не будет работать. Сама по себе идея здравая. Надо привлекать внимание к русскому языку, в том числе и при помощи законов».
Известный критик и журналист Виктор Топоров, напротив, назвал инициативу ЛДПР «дремучей глупостью» и «имитацией деятельности». «Язык развивается в том числе и за счет заимствований. Русский язык бывает хорошим и плохим. И в том, и в том есть заимствования», – заметил он. А затем поинтересовался у корреспондента «Фонтанки», достаточно ли ему такого комментария, с помощью короткого и лаконичного: «О'кей?»
Ксения Потеева,
«Фонтанка.ру»