Муниципалы должны будут доказать властям Ленобласти, что отремонтируют не "дороги в целом", а конкретные участки. Деньги отныне будут выделять лишь под ремонт конкретных объектов и только тем, кто справится с оформительскими процедурами.
Региональные власти учли опыт предыдущих лет, когда муниципалы при наличии большого количества денег на ремонт дорог смогли освоить только две трети из них. С приходом нового главы комитета по дорожному хозяйству Алексея Львова подход к выделению средств из общей кубышки изменится: больше получат те, у кого длиннее дороги, а не те, у кого больше людей. Сами дороги придётся приватизировать, но муниципалы недовольны - им надо копить на выборы.
Понедельник, 28 января, можно было бы назвать днём рокировок между Домом правительства Ленобласти и Смольным. В одно и то же время, но на разных этажах, прощался с должностью бывший председатель комитета по ТЭК Андрей Бондарчук (он пришёл сдавать пропуск) и фактически вступал в должность председатель комитета по дорожному хозяйству Алексей Львов.
Свежо
В недавно отремонтированном зале заседаний, со множеством люстр со светодиодными лампочками и плазменными панелями, Львову предстояло впервые посмотреть в глаза тем, с кем он согласился работать, пусть и в режиме видеоконференции, - главам администраций всех районов области. Временно усевшийся на место губернатора вице-губернатор по строительству Георгий Богачёв представил нового главу дорожного комитета.
"У нас есть надежда, что свежие силы позволят нам лучше разобраться с проблемами, которые есть", - весьма доброжелательно произнёс он. "Свежие силы" соответствовали свой фамилии и держались весьма степенно и горделиво. Господин Львов тут же заявил о необходимости реформы развития сети муниципальных дорог и внутридворовых территорий.
Областное правительство, пользуясь происходящими кадровыми переменами, решило пересмотреть политику распределения денег в районы на ремонт дорог. До сегодняшнего дня средства перечислялись на все территории пропорционально численности проживающих там людей. По оценкам Львова, часть муниципальных образований не готовы к получению этих денег, потому выдавать их по старой схеме больше не будут.
Всеобщий провал
Для подтверждения своей теории новый председатель привёл статистику работы прошлого председателя. За 2012 год на ремонте муниципальных дорог было освоено всего 966 миллионов рублей, хотя могло быть - 1 миллиард 314 милионов (процент освоения составил 72,4). Так, на капитальный ремонт было запланировано 596 миллионов рублей (освоено 84% от этой суммы); на ремонт дворовых территорий было запланировано 502 миллиона (освоено 87%), на проектирование и реконструкцию автомобильных дорог выделялось 216 миллионов (освоено 12,2%).
Если говорить практически, то за прошлый год было отремонтировано 113,7 километра местных дорог и 106,3 тысячи квадратных метров дворовых территорий, хотя эта цифра могла бы быть почти на 30% выше.
Львов проанализировал причины неудач. По его оценкам, многие главы городов и посёлков не смогли даже представить в комитет полный комплект документов, необходимых для получения денег из региональной казны. Те, кто всё же получил деньги, столкнулись с другими проблемами. Не нашлось желающих ремонтировать дороги в поселках Пашозеро, Хотьково Тихвинского района, в поселке Черниговское (Львов с непривычки сделал ударение на первый слог. - Прим. ред.) Киришского района, в Загривье Лужского района - слишком далеко находятся объекты от потенциальных подрядчиков.
Нашлись желающие в поселке Кисельня Волховского района и Ульяновка Тосненского района, в городе Всеволожск, в Сланцах, в Приозерске. Но это ни к чему хорошему не привело - подрядчики так и не смогли отремонтировать дороги, хоть с ними и заключили контракт.
Где тонко, там будет асфальт
Из-за этого неудачного опыта ремонтировать теперь будут только там, где тонко. На капитальный и обычный ремонт дорог деньги будут выделять пропорционально суммарной протяженности дорог общего пользования. С 2014 года - пропорционально суммарной протяженности дорог, находящихся в собственности районов. На капитальный ремонт дворов средства будут выделяться пропорционально количеству многоквартирных домов в муниципальном образовании. И только на проектирование, строительство и реконструкцию деньги будут выделяться, как раньше, - пропорционально численности проживающих.
Муниципальные администрации должны будут доказать, что отремонтируют не просто "дороги в целом", а конкретные участки. "По сути, деньги будем выделять не вслепую, а под ремонт конкретных объектов. И только тем, кто справится с оформительскими процедурами. Такое распределение будет более справедливым и эффективным", - пояснил Львов. "Если мы даём деньги на дворы, то должны понимать, какие именно дворы районная администрация намереваться привести в порядок. Мы платим и хотим видеть результат", - добавил вице-губернатор - председатель комитета финансов Евгений Елин.
Помимо этого в обязательном порядке муниципалы должны будут опубликовать на своём сайте результат работы по ремонту дорог. Пока что это делается в добровольном порядке.
Чиновники всерьёз надеются, что новая система позволит сделать так, чтобы муниципалы ремонтировали больше и качественнее.
"Он уже в курсе"
Впрочем, самих муниципалов новая формула выделения денег пока мало волнует. Пользуясь случаем, они наперебой рассказывали, на какие именно дороги надо обратить внимание. "Дорога до Каменки имеет политическое значение. Дорога Выборг - Светогорск тоже, прошу обратить внимание, надо передать её федералам, для нас это нагрузка", - попросил глава администрации Выборгского района Александр Лысов. "Меня беспокоит отсутствие асфальтированной дороги до села Винницы", - говорил глава администрации Подпорожья Пётр Левин.
Алексей Львов вопросы воспринимал, но не отвечал на них, за него это делал господин Богачёв. "Да, мы в курсе, работаем", - говорил, к примеру, он. Или: "Он уже в курсе, мы разбирались с этим вопросом, ситуация под личным контролем".
Некоторые пытались учить молодого председателя жизни, хоть он и был невозмутим. "Есть не только региональные дороги, о которых вы говорите, но и межмуниципальные", - донеслось из Гатчинского района. Львов, после долгой паузы, так и не смог ответить на вопрос, как будут выделяться деньги на ремонт дорог, проходящих по нескольким поселениям.
"Вот вы упомянули о том, что надо перевести дороги в собственность районов к 2014 году. Давайте не забывать, что в следующем году у нас выборы. Потому просим средства на регистрирование дорог выделять из бюджета", - заявил появившийся в телевизоре депутат от Тосненского района Иван Хабаров.
На это Алексей Львов денег дать не обещал. Видимо, в ближайшем году у муниципалов прибавится головной боли - кроме того, чтобы заниматься предвыборной кампанией, придётся тратить деньги на оформление дорог.
Дороги "в целом" областным властям теперь неинтересны
ПО ТЕМЕ