Состоявшаяся в конце прошлой недели туристическая выставка северных стран МАТКА-2013 традиционно начинает выставочный туристический год в Европе и считается индикатором тенденций туристической отрасли. Я, Константин Ранкс, автор "Фонтанки.fi", уже третий год презентую на этой выставке карты Петербурга на финском языке. А в этот раз решил подключиться к команде туристического агентства, которое отправляет финских туристов в Россию, и встать «за прилавок», чтобы на своей шкуре ощутить максимально полно, что такое выставка.
Практика процесса
Строительство стенда на выставке - это разновидность буйного помешательства. Особенно когда он не постоянный, а разовый, только для этой выставки. Не совпадают детали, не хватает длины проводов, а наемные работники, даже финские, могут запросто повесить баннер на финском же языке вверх тормашками.
Удар может нанести и природа. Из-за снежных заносов на трассе Рига - Таллин машина с печатной продукцией не успела на паром и приехала, когда никаких механизмов, облегчающих погрузочно-разгрузочные операции, на территорию выставки не допускали. Разгрузка тяжеленных ящиков с буклетами, картами и журналами велась вручную. Правда, очень быстро выяснилось, что не мы одни такие бедолаги...
Как только эта работа закончилась, начались встречи с профессионалами. И вот что интересно - я наблюдаю выставки уже более 15 лет и не устаю поражаться одному факту: люди узнают о ней минимум за месяц, а многие и за полгода, но попасть на встречу хотят неожиданно. Причем каждый новый прибегающий считает себя важнее предыдущего.
Разумеется, есть нюансы. Например финн на назначенную встречу приходит вовремя и, даже если за километр видно, что ты занят на стенде, стоит в сторонке немым укором. Русский приходит, опоздав на два часа, и требует к себе эксклюзивного внимания - он же пришел! Испанец приходит через 4 часа и вообще не парится: видит, что ты занят, и исчезает еще на два часа, даже если его попросили прийти через 25 минут.
Но то эмоции. А вот что можно отнести уже к деловым впечатлениям.
Эта странная Россия
Финны хотят ехать в Россию. Мало того — они перестают бояться России. Например, стали интересоваться кухней. Им интересны рестораны, предлагающие не еврокомплекты, а оригинальную кухню: национальную, авангардную, традиционную с какими-нибудь нюансами. А это говорит, с одной стороны, о росте качества питерского общепита, с другой — о смене стереотипов в самом финском обществе. Разумеется, стараются внимательно выбирать места для посещений. Но «лед тронулся».
При этом совсем не понятно, почему в этом году не было на выставке специального стенда Санкт-Петербурга. Возможно, город надеется на естественный интерес финских гостей или на активность финских туристических фирм (а те рады стараться), но все же это выглядело странно, особенно на фоне активных Ленобласти и Карелии.
Остальной России как бы и не было. Если бы не миниатюрный стенд федералов, то можно было бы подумать, что Россия — это маленькое государство, затерянное на северных просторах. И это при том, что финские компании предлагали и туры по русским рекам - вплоть до Астрахани, и железнодорожные туры до Владивостока и Пекина, исторические реконструкции, лечебные туры, групповые поездки, индивидуальные.
И вот тут возникало интересное ощущение — что сами россияне как-то неуверенно позиционируют себя. Это лучше получается как раз у русскоговорящих иностранцев, которые понимают, что хотят их компатриоты. По крайней мере, они не допускают таких ошибок, как российская сторона, которая устроила вполне интересную лекцию о развитии приграничного туризма на... русском языке. Мероприятие несомненно бы собрало большую аудиторию, если бы было прочитано хотя бы на английском. В идеале — на финском. Вот из таких мелочей складывается то, что называют имиджем России.
Тренды
Россиян поражали объемы печатной продукции, которые заказывают на выставку финны, шведы и прочие западноевропейцы. «Как будто они не знают про Интернет». Финны, конечно же, «знают про Интернет». Вопрос в другом — полиграфическая продукция во многом удобнее электронной, и публика с удовольствием ею пользуется.
Не смогли электронная коммерция и системы онлайновой продажи выбить из седла традиционные агентства. Ведь недовольный клиент турфирмы в случае неудобств может обратиться к омбудсмену по защите прав потребителей и требовать компенсацию. Если же он бронировал услуги через сеть, то это гораздо сложнее. Многим проще просто переплатить за сервис. Кроме того, клиенту теперь мало пакета билетов: он еще в большей степени, чем раньше, видит в агентстве и проводника, и гида, и справочное бюро.
Появляется сверхблизкий туризм, например поездка из Автово на Гражданку (для Петербурга). В чем прикол? Предположим, на севере Петербурга открылся спа-отель. И поездка туда предполагает ночлег и приятный вечер. Такое вот выключение из обычной жизни на полтора дня. Туризм так сливается с индустрией развлечений.
Выставка открыла посетителям новые страны и регионы — итальянскую Пулью, Словакию, Каталонию, Сербию и другие экзотические места. Чувствуется дыхание кризиса, люди хотят ездить и развлекаться дешевле. И это ставит перед туристическими фирмами задачу на следующий год.
Справка: Туристическая выставка Matka 2013 (Nordic Travel Fair) проходила с 17 по 20 января в Выставочном центре Хельсинки. В 2013 году в ней приняли участие свыше 1000 экспонентов из 80 стран.