Петербургские власти будут бороться за перевод в бюджет региона налоговых поступлений от продажи автомобилей, произведенных предприятиями городского автокластера. Переговоры с представителями завода “Toyota” о перерегистрации дистрибуторской компании из Подмосковья в город на Неве пройдут уже до конца октября. Не исключено, что Смольный пытается за счет автопредприятий компенсировать потери бюджета из-за ухода налогоплательщиков нефтегазовой отрасли в регионы добычи.
Сейчас в комитете экономического развития, промышленной политики и торговли говорят о необходимости перевести в Петербург российские центры дистрибуции компаний “Toyota” “Hyundai” и GM. Четвертый завод, расположенный в городе на Неве, — Nissan, и так осуществляет оптовую продажу произведенных автомобилей через петербургского дистрибутора.
«На наш взгляд, уплата налогов в бюджет столичного региона от продажи автомобилей, выпущенных в Петербурге, несправедлива», - сообщил журналистам 9 октября первый заместитель председателя КЭРППиТ Игорь Илюхин. Чиновник рассказал, что в ближайшее время с представителями компаний состоится сессия переговоров о переводе «центров налоговой отдачи» в Северную столицу.
Кстати, в КЭРППиТ отметили, что поручение убедить участников автокластера платить все налоги в Петербурге дал губернатор Георгий Полтавченко еще в ходе своего объезда петербургских заводов летом этого года.
Пока в Смольном не могут оценить финансовую выгоду бюджета, которую удастся получить в случае успешного завершения переговоров. Игорь Илюхин признался, что не знает, какие суммы выплачивают дистрибуторы, зарегистрированные в столице. «Надеюсь лишь, что эта сумма существенна и сможет помочь в формировании бюджета Петербурга», - отметил чиновник.
В настоящий же момент получаемые городской казной доходы от работы автокластера способны разочаровать. Согласно отчету финансового комитета, в прошлом году в совокупности четыре завода перечислили в казну около 1 млрд рублей. Основную долю поступлений принес Nissan, заняв по итогам года 50-е место в списке крупнейших налогоплательщиков города. На 92-м месте оказался Hyundai, который принес в казну около 200 млн рублей.
Остальные заводы сделали небольшие налоговые отчисления. Эксперты связывают это с тем, что на данный момент они находятся в стадии выхода на рентабельность. Так как за сравнительно недолгое время работы они еще не успели оправдать значительные вложения в строительство предприятий и закупку оборудования.
Так, завод Toyota в 2011-м году получил убыток в размере 20,9 млн рублей, что связано с переходом на выпуск новой модели в ноябре прошлого года. Иные финансовые результаты показал оптовый продавец машин японской марки — ООО «Тойота Мотор», зарегистрированная в подмосковных Мытищах. В 2011 году компания перечислила, согласно данным аналитической системы СПАРК-Интерфакс, 1 млрд 617 млн рублей налогов в бюджет региона.
Зарегистрированный в Москве дистрибутор марки Hyundai — ООО «Хендэ Мотор Рус» заплатил в минувшем году налогов на сумму 729 млн рублей. Ожидается, что поступления от компании в 2012 году будут расти в связи с ростом спроса на ее продукцию в России.
Любопытно, что о справедливости распределения налоговых поступлений в Смольном заговорили после того, как стало известно об уходе из Петербурга доходов от нефтегазового сектора. Напомним, что, согласно новому законодательству, такие компании, как «Газпром нефть», «Сибур» и другие, обязаны вносить налоговые отчисления в бюджеты тех регионов, где находятся разрабатываемые ими месторождения, из соображений той же самой справедливости.
Из-за этого закона Петербург, отметим, лишится ежегодного дохода в 25 - 35 млрд рублей. Однако компенсировать такую недоимку только за счет автопроизводителей едва ли удастся. И потому, что автобизнес менее доходный, чем торговля сырьем, и потому, что все действующие в Петербурге предприятия автокластера как стратегические инвесторы имеют льготы на уплату налогов в размере 15%. И если заводы решатся объединиться со своими дистрибуторами, «дисконт» распространится и на них.
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»