Решать вопрос об использованных в рекламе бранных словах, а также непристойных и оскорбительных образах судьи могут без назначения экспертиз и опросов. Высший арбитражный суд России (ВАС) пришел к выводу, что служители Фемиды такие слова «и так знают».
Первоначально предполагалось, что при разрешении таких дел судами должны учитываться результаты опросов мнения потребителей. Ведь любые выражения у людей разного возраста, социального положения, образования и пр. могут вызывать совершенно противоположные ассоциации, а также приводить к разным оценкам. Однако от такой формулировки решили отказаться: «При решении вопроса об отнесении тех или иных слов к числу бранных или образов, сравнений и выражений к числу непристойных (то есть крайне предосудительных и недопустимых по неприличию) и оскорбительных (то есть способных причинить обиду) специальных знаний, как правило, не требуется», – констатировал ВАС.
«Предполагается, что судья эти бранные слова и так знает, а потому может обойтись без экспертизы, – не скрывая смеха, заявил председатель ВАС Антон Иванов. – В конце концов, есть словарь матерных и иных нецензурных выражений, судья может его открыть и найти в нем нужные слова».
Напомним, что вокруг в целом логичной нормы о запрете неэтичной рекламы возникают многочисленные споры. Например, незаконной признали рекламу петербургской пивоваренной компании «Балтика» со слоганом «Замочи эту скуку!» – благодаря заключению лингвистов и многочисленным обращениям граждан удалось доказать, что это словосочетание является перефразировкой вульгарной, ненормативной словесной формы (связанной с представителями прекрасной половины семейства псовых). С другой стороны, оскорбительным тот же антимонопольный орган счел рекламу с упоминанием слова «любовница», поскольку такой «образ социального поведения является оскорбительным для семьи в целом, а также для оберегаемой в обществе ценности – института брака».