Грузооборот объединенного порта Хамина - Котка за 7 месяцев 2012 года снизился на 12,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Традиционно он был основным пунктом перевалки грузов, предназначенных для России, и, как ранее в интервью "Фонтанке.fi" сообщил руководитель портовой ассоциации Финляндии, теряет часть трафика из-за того, что в Ленинградской области набирает мощность порт Усть-Луга.
Казалось бы, чем меньше российского транзита идет через порт Хамина - Котка, тем меньше должны быть грузовые очереди на российско-финляндской границе. Однако цифры свидетельствуют об обратном.
По всем трем основным погранпунктам месячный трафик вырос за год примерно на 2 тыс. автомобилей. Вот данные финского транспортного агентства (liikennevirasto.fi):
В июле 2012 года через Брусничное (Нуйямаа) в Россию въехало 8239 грузовиков (и 51, 2 тыс. легковых автомобилей), через Светогорск (Иматра) в Россию прошло 4676 грузовиков, а через Торфяновку (Ваалимаа) - 16,6 тыс. грузовиков.
Для сравнения: в июле 2011 года 6884 грузовика прошло в сторону России через Светогорск (Иматра), 7151 — через Брусничное (Нуйямаа) (при этом Брусничное пропустило 51 тыс. легковых автомобилей и мини-грузовиков), Торфяновка (Ваалимаа) пропустила в Россию 14 978 грузовиков (и 37 тыс. легковых автомобилей).
Эти показатели ниже, чем данные за 2008 год (именно тогда был достигнут максимум в объемах российско-финляндских грузоперевозок, а очереди из фур на границе исчислялись километрами). В июле 2008 года трафик на российско-финляндской границе Светогорск (Иматра) - 1211 грузовиков в Россию, Торфяновка (Ваалимаа) пропустила в Россию 19,5 тыс. грузовиков, 15 тыс. грузовиков в Россию прошло через Брусничное.
И все-таки в краткосрочном периоде объем грузоперевозок растет, и особенно сильно растет грузопоток через Светогорск. Почему?
По словам Константина Шаршакова, заместителя руководителя филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по Северо-Западу России (АСМАП), в настоящее время через пункт пропуска Светогорск - Иматра следует больше грузовиков, чем в «пиковом» 2008 году. Основной груз, следующий через Иматру, — это лес и продукция из древесины. К 2012 году стабилизировались перевозки лесных грузов, при этом грузопотоки идут в обе стороны — из России вывозят сырье, в Россию ввозят продукты деревообработки. (Напомним, перебои в российско-финляндской торговле древесиной начались после 2006 года, когда наша страна объявила о планах по пошаговому подъему вывозных пошлин на бревна, пошлины планировалось довести до запретительных. Таким образом Россия рассчитывала снизить вывоз сырья в Суоми. - "Фонтанка.fi").
Грузовой трафик на границе растет и благодаря тому, что в Россию ввозится все больше товаров финского производства. В частности, из Финляндии импортируется достаточно много строительных товаров.
Финские товары ввозятся через все три пункта пропуска, причем водителю фуры в ряде случаев проще сделать небольшой крюк до Иматры, чем стоять в очереди на Торфяновке: к примеру, если груз вывозится с предприятия, расположенного на 100 - 150 км в глубь Финляндии. «Отклонение на 40 - 50 км — это не страшно», - говорит К. Шаршаков.
Что же касается традиционного транзита, следующего по маршруту Котка — Торфяновка — пункт назначения в России, то он хоть и снижается, но полностью иссякнет не скоро: грузы, требующие деликатного обращения, включая и продукты питания, и легко бьющиеся товары, через Усть-Лугу ввозить не всегда целесообразно из-за плохого качества автомобильных подходов, считает К. Шаршаков: «Я этим летом ездил в этот порт на легковом автомобиле, чуть там колесо не потерял...»
В целом же через Финляндию в Россию можно было бы завозить и больше грузов, если бы не ограничения, возникающие из-за работы таможни: по подсчетам специалистов АСМАП, в 2007 — 2008 годах (период, когда объем грузоперевозок на российско-финляндской границе достиг максимума) пропускная способность пункта пропуска Валимаа -Торфяновка составляла 600 - 700 грузовых автомобилей в сутки, в настоящее время — 400 - 500.