На днях в БДТ им. Г.А.Товстоногова произошел экстренный сбор труппы. По информации "Фонтанки", артистов собрали для подписания письма Владимиру Путину и министру культуры Александру Авдееву. Поводом будто бы стали упорные слухи о грядущей смене руководства театра.
Информацию подтвердил актер труппы БДТ заслуженный артист России Андрей Шарков, письма не подписавший и прокомментировавший «Фонтанке» свое решение: «Мое неподписание ни в коем случае не связано с претензиями к художественному руководителю театра Темуру Чхеидзе. Слухи рождают страх, а страх рождает трусость. Ужас ситуации для меня заключается в том, что слухи породили панику у людей, которые пекутся о себе, а не о театре, не о будущем БДТ (называть их я, конечно, не буду). И я очень благодарен директору БДТ Алле Ахмеровой, которая отклонила предложения некоторых членов худсовета театра собраться узким кругом, чтобы обсудить какие-то там слухи. Хорошо, что мы собрались труппой, только, на мой взгляд, слухи надо было не обсуждать, а посмеяться над ними – и хорошо бы еще с дружественными театру представителями прессы. Мне совершенно не понятно желание все сделать тихо, чтобы никто не узнал – все равно ведь узнают. Тут, я думаю, сработала формула Горького, который сказал когда-то, что беда русского человека лежит между двумя желаниями: лучше жить и лучше быть.
А писать письма главе правительства из серии «вот, мы что-то там слышали, не развеете ли вы наши сомнения, а, если слухи подтверждаются, то мы против всего остального», - ну это же стыд Божий, крестьянская изба с лучиной. Ну что ж мы, как рабы последние, бросаемся в ноги султану? Мне кажется, что у главы правительства достаточно других забот, более важных. Но если вернуться к вопросу о главном режиссере, - это не наша, не актеров прерогатива - назначать кого-то или снимать. Я же не пишу в управление культуры, почему мне не дают ролей. И я верю, что Чхеидзе как разумный человек не рад этому собранию. Подумайте: какое отношение имеет премьер-министр к назначению художественного руководителя пусть даже такого значительного театра, как наш? Я даже вдруг испытал сочувствие к Владимиру Владимировичу. Вот вы представьте, получает он это письмо, там подписи многих знакомых ему людей, и что ему с таким письмом делать? В какую ситуацию мы его ставим? Это не говоря уже о том, что я вообще не сторонник коллективок, потому что 70 одинаковых мнений быть не может. Даже два – не может».
Удалось обнаружить и еще одного «неподписанта», заслуженную артистку России Марию Лаврову. Эта актриса, известная своей колоссальной работоспособностью и принципиальным неучастием ни в каких интригах вообще, призналась, что на сборе труппы она пережила шок. «Для меня стало открытием, что в течение полутора лет ходят слухи по поводу снятия Чхеидзе. Чхеидзе любят в театре, мой отец всегда говорил, что Темур Нодарович - свой человек для БДТ. Но писать письмо Путину – это, на мой взгляд, решение непродуманное, скоропалительное, продиктованное эмоциями. Так что я не согласна ни с содержанием письма, ни с фактом его написания. Я не понимаю, почему письмо решили писать именно сейчас – видимо, информация поступила какая-то совсем устрашающая. Но в любом случае, я считаю, что мы, государственный театр, не имеем права так реагировать. Мы, к сожалению, можем реагировать только по факту. Единственная надежда, что властям хватит ума при принятии принципиальных решений посоветоваться с труппой, с коллективом. А не хватит, ну тогда что ж, мы нечего не сможем сделать».
В последнюю очередь «Фонтанке» удалось получить комментарий от директора БДТ Аллы Ахмеровой – и оно понятно: главный административный начальник занят проблемами стройки, а это, напомним, не только капитальный ремонт основного, исторического здания БДТ на Фонтанке, 65, но и ввод в эксплуатацию Каменноостровского театра, в свое время подаренного Путиным Кириллу Лаврову на его 80-летие. Алла Ахмерова с ходу согласилась, что сама информация о том, что в БДТ – одном из пяти театров страны со статусом национального, собирают собрание и пишут письмо председателю правительства, руководствуясь исключительно слухами, со стороны должна выглядеть совершенно абсурдной. Поэтому она предложила посмотреть на ситуацию изнутри. Для начала директор уверила вашего корреспондента, что собрание было рядовым, плановым. Что артисты сами попросили о нем, чтобы поговорить, в частности, о ходе стройки, а также поздравить юбиляров из числа сотрудников театра. Ну и, как особо подчеркнула директор: «Актеры – люди эмоциональные, это необходимое качество людей этой профессии, и слухи, мимо которых любой другой человек мог бы легко пройти, артистов сильно волнуют, мешают работать. Артисты ведь публичные люди, они выступают на радио и телевидении, и везде им задают вопросы по поводу слухов о переменах в БДТ. Разумеется, я не могла не поддержать их решения написать письмо, в первую очередь, министру культуры, просто чтобы поставить руководство в известность о нашем мнении».
На вопрос, сколько представителей труппы подписало письмо, Алла Ахмерова ответила, что даже считать не стала принципиально, чтобы и речи не могло возникнуть о каких-то репрессиях в отношении тех, кто не подписал: «Могу только сказать, что подписей - четыре страницы, и я их никому не покажу во избежание ненужных разговоров. Вот какие подписи точно есть, так это народных артистов СССР Олега Басилашвили и Алисы Фрейндлих». Эти актеры на собрании не были, поскольку отсутствовали в городе из-за гастролей, но свою позицию выразили заранее.
Что до, собственно, слухов, столь взволновавших труппу легендарного театра, то они и в самом деле общеизвестны. Один из них так нелеп и смешон, что реагировать на него письмом Путину еще смешнее – он связан с именем 73-летнего Рудольфа Фурманова, создателя маленького, уютного театрика на Петроградской стороне, Русской антрепризы им. Андрея Миронова. Периодически сюда съезжаются многие звездные артисты страны, которых Фурманов в свое время возил по России с концертами и, как говорят, в отличие от других подобных администраторов, он не брал «откатов», а лишь обслуживал кумиров благоговейно и с восторгом. Сам Фурманов в последнее время в Петербурге действительно невероятно возвысился, став советником губернатора по культуре (на общественных началах). Но оттого, что его байки о петербургской культуре (изданные, кстати, в виде толстенных фолиантов) пользуются успехами в Смольном, разумеется, не следует, что он может руководить БДТ. Впрочем, недавно Петербург взбудоражила весть о том, что в Русскую антрепризу заехал сам Путин и даже поиграл там на расстроенном пианино, но чтобы вообразить, что после этого премьер немедленно отдал приказ Авдееву подготовить бумаги о назначении Фурманова руководителем БДТ, надо иметь совсем уж болезненное воображение.
Есть и другие слухи, в которых фигурируют люди вполне весомые и серьезные. Например, бывший председатель городского комитета по культуре Антон Губанков, уволенный с этого поста осенью и пока не устроенный должным образом. Говорят, именно ему Александр Авдеев, всегда проявлявший благосклонность к питерскому культурному руководителю, вдруг предложил пост директора БДТ. Обсуждают также имя московского режиссера Константина Богомолова, который буквально за последний сезон, с момента выхода спектаклей «Лир» (в петербургском «Приюте комедианта») и «Чайка» (в МХТ) превратился в ведущего режиссера страны среднего поколения. Однако, в отличие от Губанкова, Богомолов как раз занимает очень устойчивые позиции в Москве, в МХТ, только что получил Премию Олега Табакова и в данный момент выпускает в МХТ «Гнездо глухаря» с Олегом Табаковым и Натальей Теняковой в главных ролях. Разумеется, оба этих серьезных культурных деятеля, до которых «Фонтанка» дозвонилась, отказались комментировать слухи.
Но вне зависимости от слухов, подобные ситуации и подобные письма говорят о слабости позиций в самом БДТ. Каковы ее причины? Тут сказалась, конечно, и ситуация ремонта, в результате которой театр стал на время бездомным (и она продлится, как «Фонтанка» уже писала, до мая 2013 года), и прокат репертуара в неуютном, не слишком приспособленном для высоких художественных проявлений ДК им. Горького, и частое отсутствие в городе по болезни худрука театра Темура Чхеидзе – грузинский климат, конечно, здоровее петербургского, что и говорить, и не слишком удачные премьеры последнего времени, в том, числе и самого Чхеидзе. Наконец, сказалась и общая сегодняшняя ситуация в городе. Атмосферу в культурном Петербурге можно назвать оцепенением, недоуменным затишьем. В такой атмосфере слухам – раздолье. Не имея возможности получить прямые ответы на прямые вопросы у власти, вычислить логику ее действий, люди обсуждают проблемы друг с другом - в частности уволенных руководителей (из последних жертв – глава театрального отдела комитета по культуре Наталья Пахомова и руководитель петербургского Детского ледового театра Алексей Фрадин). У кого-то в такой ситуации непременно сдают нервы. В данном случае, у актеров БДТ. Их можно понять.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»