Вопрос об ограничении прав иностранных граждан на владение земельными участками на приграничных территориях Российской Федерации, в том числе граничащих с Финляндией, не нов.
В 2001 г. вступил в силу Земельный кодекс Российской Федерации. Пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приобретение иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами и лицами без гражданства земельных участков, находящихся на приграничных территориях.
8 января 2011 года Президент Российской Федерации Указом № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» утвердил конкретный перечень этих территорий.
В этой связи финская сторона направила в МИД России ноту с просьбой разъяснить последствия вступления в силу этого документа, в том числе в отношении граждан Финляндии, уже владеющих землей на российской приграничной территории.
В июле 2011 г. МИД России направил финской стороне ответную ноту с соответствующими разъяснениями. Со ссылкой на Гражданский кодекс Российской Федерации отмечалось, что если в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона ему принадлежать не может, то это имущество должно быть отчуждено в течение года. Если этого не произошло, то имущество в судебном порядке подлежит принудительной продаже либо передаче в государственную или муниципальную собственность с выплатой бывшему владельцу вырученных денежных средств или стоимости, определенной судом.
В январе с.г. Посольству Финляндии в Москве была направлена памятная записка МИД России с ответами на дополнительные вопросы финской стороны (здесь и далее выделение - редакция Фонтанки.fi) относительно правоприменительной практики вышеупомянутого Указа Президента Российской Федерации.
При этом, несмотря на неоднократные просьбы российской стороны, наши финские партнеры пока не назвали даже приблизительное количество граждан Финляндии, владеющих земельными участками на соответствующих территориях, не говоря уже о конкретных случаях затрагивания интересов финляндских граждан.
Соответствующие положения российского законодательства не являются дискриминационными в отношении финнов — они в равной степени касаются всех иностранцев.
Аналогичные ограничения на право собственности имеются во многих странах мира, в том числе в Финляндии, где, например, владеть земельными участками на Аландских островах могут только лица, постоянно проживающие на архипелаге.