Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Выставки World Press Photo: Безносые новости (фото)

World Press Photo: Безносые новости (фото)

1 573

В лофт-проекте «Этажи» работает выставка самой престижной премии в области фотожурналистики. World Press Photo – это дайджест историй о жизни планеты за отчетный год. Для философски настроенных зрителей – это еще и повод задуматься о формате новостного фото и о том, как этот формат заставляет фотографа «делать трагично», чтобы попасть на обложку. В любом случае, выставка World Press Photo в Петербурге для тех, кто интересуется современной фотографией, – одно из самых значимых событий года.

«Фотовыставка» – когда мы слышим это слово, обычно представляем себе выставку фотоискусства. Авторский взгляд, красота остановленного мгновения, цвет, свет и прочая эстетика в рамочке. Лофт-проект «Этажи» таким отношением к фотографии грешит напропалую: у него есть проект «Photowall Светосила», в рамках которого на стену во дворе «Этажей» вывешивают фотографии столь претенциозные и эстетские, что зубы сводит. Однако премия World Press Photo, которую «Этажи» показывают уже второй год, совсем по другой части. World Press Photo – это главный в мире конкурс фотографий для прессы. То есть его участники – не фотохудожники, а фотожурналисты, репортеры, документальщики. Они с камерой на шее ездят в горячие точки, на войны, землетрясения, цунами, акции общественного протеста. Лезут в самую бучу, рискуют жизнью ради хорошего кадра, подставляют голову под кулак или полицейскую дубинку – пусть разобьют лицо, главное – чтобы камеру не разбили. Гибнут, и такое бывает. Со времен песни про «С “лейкой” и с блокнотом, а то и с пулеметом…» только фототехника претерпела головокружительную эволюцию (хотя немецкая марка Leica по-прежнему одна из лучших), а жизнь этих сумасшедших от фотографии изменилась мало. И сумасшедших становится больше и больше. Конкурс World Press Photo этого года поставил очередной рекорд: в нем поучаствовал 5691 фотограф из 125 стран мира, а общее число фотографий, поданных на конкурс, составило 108059 снимков. Сама по себе подборка фотографий, поданных на World Press Photo, – это уже полноценный новостной дайджест значимых событий и тем. Чтобы понять, чем и как жила планета Земля в том или ином году, вполне достаточно открыть архивы WPP: там будет всё, что попало в сферу внимания прессы.

Вожди Северной Кореи
Источник:



World Press Photo ежегодно присуждает Гран-при, а также призы – первое, второе и третье место, то есть золото, серебро и бронзу – в девяти категориях. Категории в целом совпадают с рубрикацией новостной прессы: новости в целом; горячие новости; люди в новостях; проблемы современности; портрет; повседневная жизнь; искусство и развлечения; спорт; природа. Из фотографий-призеров в этих номинациях и составлена выставка World Press Photo. По идее организаторов выставки, она отражает как состояние фотожурналистики на сегодняшний день, так и состояние мира, который фотожурналисты снимают. Однако частенько возникает вопрос о том, почему выставки и призеры World Press Photo настолько одинаковые. Мир меняется, а критерии отбора жюри World Press Photo остаются теми же. Гран-при год за годом достается фотографиям, несомненно, очень качественным и, несомненно, очень острым – но совершенно однотипным. Это всегда какая-нибудь маленькая жертва большого конфликта, какой-нибудь мирный житель, ребенок, беженец, раненый, который глядит полными боли глазами прямо в объектив. Такие фото всегда бьют в самую душу, всегда делают сенсационную обложку. Профессиональной фотожурналистике приходится быть циничной: фотографы-победители год за годом используют один и тот же прием, и пусть он беспроигрышен в смысле влияния на зрителя, но много лет подряд присуждать профессиональную премию за одинаковые фото уже как-то неправильно.

Биби Аиша из Афганистана
Источник:



World Press Photo этого года – не исключение. Гран-при получила фотография с обложки журнала Time, иллюстрация к материалу об угнетении женщин в мусульманских странах. Автор фото – Джоди Бибер из ЮАР. На фото – восемнадцатилетняя Биби Аиша из Афганистана. Бибер сняла ее почти как фотомодель, и видно, что Биби Аиша очень красивая девушка: большие выразительные глаза, своенравный рот, черные как смоль локоны. А вот вместо носа у Биби Аиши дырка. Нос ей отрезали родственники мужа – за то, что посмела сбежать от мужа домой к родителям (в мужнином доме ее били). Еще они отрезали уши, но этого под густыми волнистыми волосами не видно, про уши можно узнать только из аннотации к снимку. Фото жуткое, и это подчеркивает контраст нарочито «фотомодельной» позы девушки – молодой, жизнерадостной, надевшей для съемки самое нарядное платье – и ее кошмарной травмы. Именно такие снимки на World Press Photo из года в год берут первые места – и тут открывается болевая точка, тут перед нами встает моральный вопрос: что важнее – художественное качество или публицистическое высказывание? Что важнее – оригинальность снимка или стоящая за снимком человеческая трагедия? Ведь человеческие трагедии банальны. Фотографы совершили гражданский подвиг: они заставили весь мир ужаснуться собственной жестокости. Но когда ужасаться приходится раз за разом, год за годом, и череде несчастных нет конца – глаз замыливается, зрителю становится скучно, как бы кощунственно это ни звучало. И эта банальность зла, эта наша способность уставать от того, что должно сводить нас с ума, лишать сна и заставлять проклинать самих себя, – возможно, самый главный вывод, который зритель может сделать из World Press Photo, главный повод задуматься не о героях фотографий, а о самих себе.

После стычки наркоторговцев в Мексике
Источник:



Точно такие же мощные, бьющие в упор – и такие же предсказуемые снимки лидируют в основных номинациях World Press Photo. Эндрю МакКоннелл снял репортаж о жителях Западной Сахары. За эту территорию десятилетиями бьются Марокко и Алжир, ее жители родились и выросли на войне. На фотографиях МакКоннелла бедуины, девушки в цветастых платьях, домохозяйки среди глинобитных домиков – но то из-за спины у местного жителя выглянет автомат, то фоном для портрета станет засыпанный песком ржавый танк. Горы скелетов животных, на которых стервятники еще не полностью объели плоть, – образ, способный пробрать до костей любого, и за этот образ Марко ди Лауро получает первый приз в номинации «Проблемы современности»: он снимал последствия голода в Нигере.

"Проект Джули"
Источник:



Есть среди призеров и снимки гораздо более сложные, с двойным и тройным дном. Так Фернандо Брито представил цикл почти пляжных фотографий: под знойным мексиканским солнцем в высокой траве лежат, раскинувшись, смуглые тела. Только из подписей понятно, что тела эти мертвые: Брито снимал жертв передела сфер влияния между мексиканскими наркобаронами. На черно-белых смазанных фото Филиппа Цвика – угрюмые люди, словно случайно попавшие в кадр: национальный траур в Польше после авиакатастрофы под Смоленском. Завоевавшая второй приз в номинации «Проблемы современности» серия фотографа Дарси Падилы «Проект Джули» и вовсе ближе к художественному исследованию, чем к репортажу: Падила встретила свою модель Джули, когда той было восемнадцать. Джули уже была матерью маленькой дочки, наркоманкой и ВИЧ-положительной. Следующие 18 лет Падила дружила с Джули и снимала ее ломки, разводы, новых бойфрендов, попытки лечиться, попытки вернуться к нормальной жизни и, в конце концов, болезнь и смерть – сделав фотоисторию жизни и борьбы обреченного человека. Так что справедливости ради надо заметить: пока что не все лауреаты World Press Photo пользуются патентованными приемами.

Анна Матвеева,
«Фонтанка.ру»

Фото: World Press Photo.

О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях