В «Новом музее» – новая экспозиция: неофициальное искусство Москвы и Ленинграда 1950-70-х годов. Главный здесь – Евгений Михнов-Войтенко, прозванный на Западе «ленинградским Поллоком», но и в других громких именах советского художественного подполья недостатка нет.
История, бывает, идет причудливыми путями. В особенности, история искусства. Возьмем любую музейную экспозицию (нашу или зарубежную), любой современный учебник истории российского искусства и посмотрим, на что было похоже искусство хрущевской и брежневской поры. И немедленно узнаем, что это был период весьма бурной художественной жизни и идеологической полемики, спора разных поколений и направлений, абстракционистов и гиперреалистов, концептуалистов и черт знает еще каких «истов». Художественные группы и группировки, непримиримая вражда оппонентов и отчаянная дружба соратников, выставки, коллекции, публикации. Всё это ныне часть истории, картинами гордятся музеи, творчество художников изучают нынешние студенты.
А ведь, возьмись мы судить по газетам и телепередачам тех времен, всего этого кипящего бульона, бурного развития и ломания копий в сами 50-70-е как бы и не было – на официальной художественной сцене. Не то чтобы там царил исключительно официоз с портретами генсеков и пейзажами с березками (каковые до сих пор составляют основу выставок детища тех времен – Союза художников). На официальной сцене тоже были свои борения, появился и вызвал горячие споры «суровый стиль», рождался «Левый МОСХ», но – это была другая история, она была на поверхности, ее было видно невооруженным глазом. А под поверхностью, на квартирных выставках и полуофициальных сходках художников в окраинных домах культуры, било ключом другое искусство. Его создатели были уверены, что Союз вечен, что оценить их картины могут только за рубежом и что в родной стране они всегда будут подпольщиками. И вот какой поворот: не так много лет прошло, добрая половина тех художников еще живы и здравствуют, а официальным лицом искусства своей эпохи стали именно они. К тем, кто пятьдесят лет назад широко выставлялся и получал госпремии, внимания в разы меньше, искусствоведов они интересуют в основном как узкоспециальный феномен. Зато бывшие подпольщики превратились в «отцов-основателей».
«Новый музей» на Васильевском острове, хотя и именуется музеем современного искусства, ядром своей коллекции числит именно позднесоветское подпольное искусство – сейчас его принято называть нонконформистским. Это не в последнюю очередь стало следствием грамотной коллекционной политики владельца музея, бизнесмена Аслана Чехоева: в свое время вместо того, чтобы, как большинство бизнесменов-коллекционеров, скупать сегодняшних звезд, он доверил формирование своего собрания эксперту, московскому искусствоведу и галеристу Сергею Попову, который специализируется именно на позднесоветском неофициальном искусстве. Попов сделал на этой эпохе акцент и дал собранию его уникальное лицо, портретом которого и стала новая экспозиция музея.
Центром новой экспозиции стала картина ленинградского нонконформиста Евгения Михнова-Войтенко «Пробуждение». Михнов-Войтенко вообще один из главных козырей коллекции Чехоева: в свое время коллекционер приобрел у сестры художника обширный корпус его работ, ранее нигде или почти нигде не выставлявшихся. Прошлой осенью «Новый музей» сделал большую ретроспективную выставку Михнова-Войтенко, какой он давно заслуживал: на родине Михнов известен мало, а ведь зарубежные специалисты именуют его не иначе как «ленинградский Поллок». В крошечной мастерской, без поддержки и информации о мировых художественных поветриях он сам открыл и начал делать буквально то же, что в те времена или даже позже принесло мировую славу американским абстрактным экспрессионистам. Естественно, выставить картины, состоящие из пятен и потеков краски, официальным путем было невозможно, художник умер в безвестности – а сейчас «Новый музей» ведет серьезную работу, чтобы вернуть мастеру заслуженное место в истории отечественного искусства.
Выставка называется «Нонконформистское искусство 50-70-х. Москва - Ленинград». Для истории, вообще-то, название достаточно смешное: с ее, истории, точки зрения неважно, кто где жил, ей, что «Москва - Ленинград», что «Купчино - Маросейка», что «Урюпинск - Колгуево», роли не играет, она признает как минимум страну и эпоху и не разменивается на мелочи. Однако именно такое мелочное разглядывание «кто откуда вышел» помогает определиться с временной и исторической дистанцией, которая у нас пока еще достаточно невелика, чтобы разглядеть подробности. А подробности позволяют вписать художников не только в общий контекст «большой эпохи», но и рассмотреть соседства, дружбы и тусовки, уникальные для каждого места. Например, «лианозовскую группировку», куда в 1960-70-е входили выставленный в «Новом музее» художник-диссидент Оскар Рабин и брат его жены Лев Кропивницкий: у Кропивницкого в подмосковном поселке Лианозово и собирались единомышленники и ученики. Времена были такие, что люди одного круга стремились сплотить этот круг не только в интеллектуальном, но и в обычном городском пространстве.
В новой экспозиции музея – много громких имен прошедших поколений: Борис Турецкий, Эдуард Штейнберг, Михаил Шварцман, Лидия Мастеркова, Дмитрий Краснопевцев. Многие экспоненты работают и сейчас: например, наш петербургский «гениальный сумасшедший», тончайший живописец Геннадий Устюгов. Однако те, кто желает посвежее, могут перейти на соседние этажи и там глядеть на работы современных звезд – Виталия Пушницкого, Керима Рагимова, Ани Желудь. Это отдельное упражнение для глаза и ума: самостоятельно проследить, что и как новые поколения взяли у предыдущих и как переосмыслили.
Анна Матвеева,
«Фонтанка.ру»
Иллюстрации: «Новый музей».
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»