Независимые операторы топливного рынка Петербурга и Ленобласти, контролирующие 55% рынка нефтепродуктов региона, уверяют, что товарных запасов бензина и дизтоплива на их станциях хватит на два-три дня.
Компании ожидают роста цен на бензин, полагая, что проблему невозможно решить без вмешательства на федеральном уровне. Без перебоев пока работают лишь АЗС, принадлежащие нефтяным компаниям, что позволяет представителям Смольного утверждать, что в городе нет проблем с топливом. Но и у ВИНК запасы топлива сокращаются из-за резкого роста числа клиентов вследствие их перетока от независимых компаний.
Ситуацию на топливном рынке города накануне обсуждали члены совета директоров Российского топливного союза, заседание которого прошло в Петербурге, пишет сегодня деловая газета «РБК Daily».
Как сообщил президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин, с середины мая вертикального интегрированные нефтяные компании (ВИНК) прекратили поставлять независимым трейдерам бензин по прямым договорам, продолжая отгружать топливо только в адрес своих дочерних структур. В результате на станциях, принадлежащих ВИНК, топливо есть, на АЗС независимых операторов его по сути не осталось.
При этом практически невозможно купить бензин и через Международную товарно-сырьевую биржу. Во-первых, спрос намного превышает предложение (так, при заявках на 300 тысяч тонн фактически на торги выставляются 28 тысяч). А во-вторых, сами торги проводятся таким образом, чтобы не позволить независимым операторам купить топливо. «Все, что идет на биржу, выставляется крупными партиями, которые не могут купить независимые трейдеры, - отмечает О. Ашихмин. - Это топливо мгновенно выкупается дочерними структурами ВИНК по цене 26 тысяч рублей за тонну. Через пять минут после этого на продажу выставляются дробленые лоты по 500 тонн, но уже по цене 32 тысячи за тонну. Формально придраться к этому нельзя, торги состоялись, но биржевую торговлю извратили».
Если покупать топливо по тем ценам, которые сегодня выставлены на бирже, то цены на АЗС независимых поставщиков надо повышать на 3-4 рубля, при этом стоимость бензина на заправках ВИНК остается на прежнем уровне, добавляет он. «Такие действия ведут к переделу розничного рынка», — считает глава РТС Евгений Аркуша.
Глава Управления ФАС по Петербургу Олег Коломийченко считает, что возникла «реальная угроза потерять независимых операторов АЗС». По его мнению, есть два выхода из ситуации: либо отпустить цены (но тогда нет гарантии, что они не достигнут уровня хотя бы соседней Украины, где дизель уже стоит по 1 евро за литр), либо ввести госрегулирование оптового рынка - обязать производителей нефти насыщать бензином рынок.
На это г-н Аркуша напомнил, что «выборы не за горами» и правительство вряд ли решит отпустить цены на топливо. По его мнению, для стабилизации ситуации следует отложить введение топливного стандарта Евро-3 в России и временно разрешить компаниям продолжать выпуск бензина и дизеля стандарта Евро-2, чтобы насытить внутренний рынок топливом. Кроме того, необходимо увеличить объемы продажи нефтепродуктов нефтяными компаниями на бирже, тем самым создав конкурентные и равные условия для независимых участников розничного рынка и ВИНК. Предложения участников рынка уже направлены в адрес правительства РФ, утверждает Евгений Аркуша.
С предложением повременить с отменой 92-го бензина соглашается и Министерство энергетики РФ, предлагая на один год продлить разрешение на выпуск в оборот автобензинов, соответствующих классу Евро-2, до 31 декабря 2012 года. Об этом сообщил глава министерства Сергей Шматко, выступая в Госдуме в рамках «правительственного часа». «Предлагается внести изменения в технический регламент, смягчающий сроки перехода на использование топлива более высокого экологического класса», - сказал Шматко.
По его словам, автобензины класса Евро-2 могут использоваться до 31 декабря 2012 года, Евро-3 - до 31 декабря 2014 года, Евро-4 - до 31 декабря 2015 года.