Петербургская марина отправила в плавание парусную яхту «Петр I», ставшую известной всему миру после того, как экипаж обогнул Арктику за один сезон без ледокола. Новый поход — это учебный парусный рейс, в ходе которого полтора десятка необкатанных юнцов должны приблизиться к званию опытного морехода.
Приглашать журналистов на борт яхты, которая через несколько часов отправится в плавание, дело хлопотное, но необходимое. В этом экипаж «Петра I» убедился на собственном опыте. В прошлом году из-за недостаточной информационной поддержки у них чуть было не украли мировой рекорд. Российская яхта на 12 часов опередила норвежский тримаран Northern Passage, шедший по тому же маршруту. Пока петербуржцы радовались победе, почетные вторые стали «столбить поляну», рассылая сообщения о том, что именно норвежцы первыми пересекли контрольную точку. Только своевременный информационный контрудар помог отстоять истину. Сегодня официально признано - экипаж яхты «Петр I» установил новый мировой рекорд, пройдя впервые без ледокола северо-восточный и северо-западный проходы за одну навигацию, а также замкнул кольцо Арктической кругосветной экспедиции.
В последний день мая «Петр I» отправилась выполнять свою основную миссию — яхта учебная. Поэтому в составе нынешнего экипажа только два опытных яхтсмена — капитан Даниил Гаврилов и старпом Елена Соловьева. Еще пять человек — студенты, которые чуть ли не пару дней назад впервые ступили на палубу. В течение следующего месяца этим юнцам предстоит постигнуть основы парусного дела. Планируется, что яхта вернется в родной город 25 июня. За это время она посетит Хельсинки, Балтийск, где примет участие в гонке на приз парусника «Крузенштерн». Затем экипаж отправится в Польшу, в город Щецин, здесь пройдет фестиваль «Дни моря». Далее ждут порты Висби, Стокгольма, Таллина и, наконец, родные пенаты. Состав команды будет постоянно меняться на разных этапах. Часть новобранцев сойдет на берег, их место займут новые ученики. Таким образом, планируется обучить за один рейс 18 человек. В далеких планах капитана открыть собственную школу.
Но по прибытии в Петербург приключения яхтсменов не заканчиваются. Уже 1 июля они стартуют во главе международной экологической парусной регаты Adventure race 80 degrees. Регата пройдет по маршруту: Петербург - Кижи - Соловецкие острова - Архангельск. А 17 июля начинается арктическая гонка: Архангельск - Земля Франца-Иосифа - Шпицберген - Тромсе. Так или иначе, арктические льдины притягивают ребят. Возникает невольный вопрос: зачем все это? Ведь трудно, да и дорого. 25-летний капитан «Петра I» Даниил Гаврилов, похожий на юного Грея, отвечает на это просто: «Интересно». «Я учился на профессионального моряка, но с большими пароходами не захотел связываться, - говорит он, швартуя яхту. - Теперь благодаря профильному образованию я могу заниматься любимым делом. Это интересно - бывать тем, где еще никто не был. Конечно, идеи о спасении мира и прославлении родины тоже присутствуют, но интерес — это внутренний движок, на котором все держится».
Старший помощник Елена Соловьева — хрупкая девушка 25 лет, более четко объясняет свои представления об общем деле. «Просто бороздить яхтой моря - это не очень интересно. Нас привлекает Арктика в силу того, что там еще все не исхожено, в отличие от Антарктиды, которая вообще круизное место, - рассказывает она. - Туризм там (в Арктике. — Прим. ред.), в принципе, развивается, в эту навигацию туда уходят 3 больших корабля заполненных. Мы же хотим прийти туда с парусными лодками, организовать чартер». «Вы не представляете, насколько там красиво, это космическая красота, - неожиданно увлекается Елена. - Такое впечатление, что не ты смотришь на природу, а она на тебя. Даже дискомфорт появляется — она такая большая, а ты такой маленький-маленький».
Предстоящая регата Adventure race 80 degrees помимо удовлетворения амбиций и прощупывания почвы на предмет бизнеса выполняет еще и экологическую миссию. Очистка арктических просторов от советского наследия — тема актуальная. На территории островов остались тысячи тонн нефтепродуктов и смазочных материалов в бочках и резервуарах, брошенные оборудование и техника, остатки зданий и сооружений хозяйственно-бытового назначения, свалки металлолома, бытового и строительного мусора. «Это не просто разговоры, - подчеркивает старпом. - Когда мы там были, мы были просто шокированы — там огромные запасы солярки остались. Наша акция, быть может, и не очень большая, мы не повезем с собой три тонны бочек, но привлечем к этому внимание. Об этом много говорится, но хочется, чтобы начали хоть что-то делать. Поэтому в обратную дорогу мы захватим с собой немножко мусора».
Прокатив журналистов по синеве Финского залива, экипаж яхты «Петр I» занялся последними приготовлениями. Через пару часов в море. По сложившейся в России традиции, все самое значимое для истории делается силами энтузиастов. Они же создали компанию «Русарк», которую возглавляет капитан яхты Даниил Гаврилов, для продвижения и реализации своих парусных проектов. Поддержка властных структур, как правило, приходится только на момент раздачи почестей. После установления мирового рекорда экипажу питерской яхты рукоплескал весь мир, а родной город встретил молчанием. Единственным общественным признанием с российской стороны стали грамота от Морского совета при правительстве Петербурга и премия «Яхтсмен года» от Федерации парусного спорта в номинации «Дальнее спортивное парусное плавание».
«Мы думали, что уже после этого, когда яхта, извините, продвигает Россию, отношение к нам будет другое, - поделилась наболевшим консультант компании «Русарк» Злата Бредова. - Мы подумали, что, если попросим губернатора написать Левитину (глава Минтранса. — Прим. ред.), чтобы обеспечить проход иностранного флота во время регаты, проблем не будет. Не тут-то было. В итоге, конечно, Валентина Ивановна это письмо подписала, спасибо ей большое, но мы думали, что обойдемся без всей этой бюрократии». Поддержка главы города нужна была для организации международной регаты Adventure race 80 degrees. Планируется, что в одной связке к берегам Арктики пойдут иностранные суда, чей проход по внутренним водам России, согласно законодательству, должен быть санкционирован специальным постановление правительства. По словам Златы Бредовой, гораздо большее понимание они сейчас находят в Москве, нежели в Петербурге, претендующем на звание морской столицы. Это обидно и непонятно яхтсменам-петербуржцам. Поделившись сокровенным, яхтсмены отправились в плавание. Покорять моря не назло, но вопреки. Уныние этим людям несвойственно. Поговаривают, что именно поэтому все еще крутится земной шар.
Справка:
Экспедиция парусной яхты «Петр I» стартовала 4 июня 2010 года в Санкт-Петербурге. Экипаж совершил кругосветное путешествие по самому короткому, но и самому северному пути. Парусник прошел вдоль Арктики за одну навигацию и без сопровождения ледокола. 109 дней потребовалось, чтобы преодолеть расстояние в 9023 морские мили, 3000 из которых их судно шло сквозь льды. До этого ни одному судну в мире не удавалось совершить подобное плавание. Экипаж выстоял семибалльный шторм в Баренцевом море, выдержал 35-дневный автономный переход из Мурманска в Тикси и две недели пробивался через непроходимый лед на северо-востоке полуострова Таймыр. Вся команда состояла из молодых людей, возраст которых не превышал на момент плавания 26 лет: Даниил Гаврилов, Елена Соловьева, Николай Борисов, Сергей Смирнов, Сергей Мурзаев, Алексей Васильев, Владимир Костин. Неожиданно эта экспедиция превратилась в ледовую регату. По маршруту парусника пошел и норвежский парусник-тримаран Northern Passage с экипажем опытных полярников на борту. «Петр I» опередил соперников на 12 часов, установив мировой рекорд. Домой в Санкт-Петербург команда вернулась в ноябре 2010 года.
Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»