Автомобильный домкрат для многих людей, особенно женщин, - это «такая штучка», которая лежит под полом багажника и поднимает машину. На практике же многие не хотят пользоваться этим великолепным инструментом. А о том, что разновидностей домкратов бывает великое множество, многие и вовсе не догадываются.
Российский автопром в основном комплектует машины винтовыми домкратами. Это неустойчивая конструкция, которая в зависимости от направления поворота рукоятки передвигает вверх или вниз специальный подхват - его необходимо вставлять в пазы на порогах.
Многолетний опыт автолюбителей показывает, что пользоваться таким домкратом неудобно. Конструкция делает вероятность падения домкрата на кузов машины очень высокой, да и отверстия на порогах обычно забиваются грязью или вовсе сгнивают за одну-две зимы. Резюме - за неимением вариантов пользоваться таким домкратом можно, но лучше его заменить.
Примерно такой же вердикт можно вынести штатным для ВАЗов восьмого семейства рычажно- винтовым домкратам - неустойчивая конструкция и недостаточная жесткость делают использование этого типа подъемного механизма опасным для неопытных водителей.
Самым адекватным и удобным для рядового автомобилиста является ромбовидный домкрат. Принцип действия прост: вращение винта изменяет углы между рычагами, поднимая тем самым автомобиль. Плюсы очевидны - конструкция жесткая, а в самом нижнем положении его можно использовать для подъема низкосидящих автомобилей - даже для спорткаров. При этом высоты подъема хватит почти для любого легкового автомобиля.
Именно поэтому большинство автопроизводителей еще на заводе комплектуют такими домкратами автомобили. Правда, есть и минусы: приходится довольно долго вращать рукоятку для подъема колеса, а усилие возрастает с каждым сантиметром.
Тяжелая артиллерия - гидравлические домкраты. В зависимости от размеров они могут поднимать от одной до нескольких десятков тонн. Низкое усилие на рукоятке делает работу с этим инструментом простой и удобной, но есть множество недостатков.
Главный из них - вес. Хотя одновременно это и достоинство - большой вес обеспечивает хорошую устойчивость, чем не могут похвастать другие механизмы. Подкатные варианты гидравлических домкратов, которые можно увидеть в сервисах шиномонтажа, имеют намного большую опорную площадь, за счет чего водители могут не беспокоиться за сохранность своих машин. Однако использовать такие домкраты не очень удобно в повседневной жизни, потому что высота домкрата ограничивает возможность его применения для многих типов легковых автомобилей. А подкатной домкрат с собой возить нелегко из-за размеров и массы.
Последний тип домкратов - реечные механизмы. Состоят из длинной чугунной планки с отверстиями, по которой храповой механизм перещелкивает с каждым «качком» рукоятки. Подобный тип домкратов даже штатно ставили в «Победы», однако современные автомобили с пластиковыми бамперами не предназначены для использования подобных механизмов. Между тем сейчас «джек», как его называют джиперы, очень популярен. В первую очередь ценится возможность поднять почти с земли машину на высоту до 1,3 метра.
Такие возможности ценны на бездорожье, когда необходимо достать машину из грязи. «Клюв» домкрата подставляется под бампер (у внедорожников они зачастую металлические), основание плюхается в грязь или колею - дальше дело техники. При этом надежность механизма сравнима с «Калашниковым» - строение простое и неприхотливое.
Самым большим минусом такого домкрата является вес в полтора-два десятка килограммов. В экстремальных условиях этот недостаток реечному домкрату прощают, поскольку часто это единственное, чем можно достать машину из грязи.