Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Театры Органический синтез (фото)

Органический синтез (фото)

429

Накануне Нового года Малый драматический театр и нефтеперерабатывающий завод «Киришнефтеорг-синтез» отметили серьезную дату – 15 лет дружбы, имеющей материальный эквивалент. Поскольку меценатство в России остается явлением исключительным, возникающим вопреки отсутствию законодательной базы и существующему менталитету, конкретный пример устойчивого союза бизнеса и искусства стоит проанализировать.

Пятнадцать лет – не предел. Собственно, журналистов пригласили и привезли в Кириши на церемонию подписания – а точнее продления – договора о сотрудничестве. Его коммерческая составляющая осталась тайной, но о порядке сумм можно делать выводы, зная, что именно «Киришнефтеоргсинтез» выстроил Камерную сцену МДТ, а теперь содержит Молодую студию театра. И ни один спектакль не стартует без киришского «горючего».

Договор художественный руководитель МДТ – Театра Европы Лев Додин и генеральный директор «Кинефа» Вадим Сомов подписали быстро, а до того долго рассказывали о том, как сложилась их дружба. Сам Сомов утверждает, что истоки его союза с МДТ стоит искать в его биографии, факты которой он сам тут же и привел: в 70-х годах, будучи молодым специалистом, недавним выпускником Московского института нефтехимической и газовой промышленности, он, отправляясь в командировку в Ленинград, каждый раз шел в товстоноговский БДТ. Когда билеты на спектакли Товстоногова местная публика покупала за 20 дней с боем, по командировочному удостоверению можно было в день спектакля получить место в седьмом ряду (к слову, нынешний БДТ Сомов тоже спонсирует). Но всё же посещение МДТ, которым тогда руководил Ефим Падве, задело глубже. И не случайно Сомов несколько раз особенно подчеркнул, что, оказавшись в МДТ уже при Додине, он обнаружил в труппе практически всех ведущих артистов Падве. Так что для него дружба с МДТ – возвращение в молодость, а это довольно весомый психологический аргумент.

Многие журналисты (особенно спортивные, так как в Киришах базируется женская сборная страны по водному поло) рассказывают об этом областном городке легенды, которые кажутся утопией. Но дома без сосулек, сугробы, аккуратно уложенные между тротуарами и шоссе, какая-то стерильная чистота пейзажей – это такая же реальность, как и дворец на месте старого, продуваемого ветрами областного ДК, а в центре дворца – атриум с зимним садом и огромными золотыми рыбками в бассейне. Однако мало кто знает, что сцена в этом дворце выстроена по модели сцены петербургского Малого драматического театра при участии его инженеров. Так что все премьеры на первые гастроли выезжают в Кириши; в Милан, Париж, Нью-Йорк – после.

«МДТ – это лучший театр России в нашем понимании», – говорит Вадим Сомов. И такое понимание искусства делает ему честь. Как и афиша ежегодного рождественского фестиваля в Киришах, которая, открываясь Додиным, закрывается Темиркановым. «А антрепризы, – утверждает Сомов, – у нас проваливаются, уезжают с позором. Потому что зритель воспитан на Додине».

Население Киришей на данный момент составляет 55 000 человек, новый зрительный зал Дворца культуры вмещает 600 человек. МДТ, как и Филармония, приезжают по нескольку раз в год, так что каждый взрослый зритель действительно может похвалиться опытом просмотра спектаклей Додина. И это живя за 200 километров от культурной столицы. Петербургу в этом смысле до Киришей далеко, и поэтому у нас антрепризы – вполне себе ходовой товар. Занятно, что не только спектакли Додина дают Сомову, как впрочем, и большинству поклонников МДТ, надежду на будущее. Додин в процессе разговора обмолвился: «Когда мы сюда приехали из заснеженного Петербурга, мы ощутили надежду, что и в России может быть по-другому».

Есть и другие любопытные совпадения взглядов руководителей состоятельного в творческом плане театра и состоятельного в прямом смысле завода. К примеру, на футбол. Известный спортивный комментатор Эрнест Серебренников полюбопытствовал у Додина, как он мог бы определить свое отношение к созданному им театру, и тут же процитировал нынешнего главного тренера ФК «Зенит» Лучано Спаллетти, заявившего, что «Зенит» – это его семья. И вот тут благостное настроение Додина не то чтобы резко испортилось, но заметно омрачилось. И он довольно резко высказался в том смысле, что можно, конечно, называть «Зенит» семьей, но Спаллетти при этом уверен как минимум в том, что когда сын его «сына» придет в команду, его след в ней давно простынет. В театре же, если ты пытаешься сделать что-то серьезное, нужно единомыслие, понимание, которые вырабатываются в результате прожитой вместе жизни: «Видеть, как дети превращаются в мастеров, которые тебя могут научить, – самая большая радость, ради которой хочется заниматься театром».

Эту мысль Додин высказывает довольно часто, но она оттого не теряет смысла и значительности. Равно как и другая мысль: он как руководитель театра видит свою цель в том, чтобы разрабатывать людей, помогать им расти, обнаруживать себя. В этом смысле театр Додина уникален, и единственное его уязвимое место – несовпадение количества отличных актеров и возможностей для них реализовать всё то, что обнаружилось, проросло, развилось.

Сомову в этом смысле проще – он занимается менее тонкими материями. Но и ему под горячую руку подвернулся Спаллетти. На вопрос вашего корреспондента о том, как сделать так, чтобы крупные бизнесмены вкладывались в культуру, он заявил, что руководителями крупных предприятий надо назначать не менеджеров-однодневок вроде тренера-легионера, а директоров. И тут же пояснил: «Надо понимать, что культура, как любая школа, прививается годами. Сейчас в Киришах живет 19 000 школьников и дошкольников, и они уже вырастут другими, нежели их родители». Дело не только в столичном культурном уровне маленького столичного городка. В сомовском раю каждый дошколенок, покидая стены детского сада, уже умеет плавать, – иначе пополнять команду по водному поло будет некому, как в случае со Спаллетти: кубки-то есть, а вот школы «Смена», которая десятилетиями обеспечивала футбольными кадрами страну, практически нет.

Вот так с помощью Спаллетти, которому изрядно досталось и от крупного режиссера, и от крупного бизнесмена, окончательно прояснилась суть альянса «Додин–Сомов», стало совершенно понятно, почему вдруг директору нефтеперерабатывающего завода понадобилось финансировать театр трагического толка, мужественно противостоящий индустрии развлечений, театр, в котором Вадим Сомов обнаружил и артистов МДТ его молодости - МДТ Ефима Падве, и крепкую труппу, созданную Львом Додиным, и молодых студийцев, которые, однако, уже имеют четкое представление о той творческой планке, ниже которой на этой сцене не работают.

«Да какое спонсорство, – отмахивается Сомов. – Дружим мы, и всё». И надо видеть, как Сомов, выскакивая во время аплодисментов на сцену, по-братски обнимает артистов МДТ. И как эти же артисты неистово болеют за российскую (читай: сомовскую) сборную по водному поло – такие моменты отразила фотовыставка в атриуме, подготовленная руководителем издательского отдела МДТ Еленой Александровой. Там же разместились фотоколлажи, посвященные всем премьерам МДТ в Киришах и репетициям «Чайки», которые проходили на одной из лучших баз отдыха в стране – «Мечте» – в Будогощи, в 36 км от Киришей, на берегу трех озер.

Как ни крути, а приходится признать, что на данный исторический момент спонсорство в России остается глубоко личным, а не социальным явлением. Но что произвол личностей определенного уровня и масштаба каким-то удивительным образом укладывается в рамки самых строгих гуманитарных норм.

Жанна Зарецкая
«Фонтанка.ру»

Фото: Пресс-служба МДТ – Театра Европы/ Виктор Васильев

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях