В ближайшее время автошколам вновь придется пересматривать учебные планы и закупать новое оборудование. В соответствии с приказом министерства образования курсанты автошкол должны вплотную заняться изучением медицины. При этом, если раньше азы оказания первой медицинской помощи изучались по плакатам, то теперь будущих автолюбителей обязали учиться «по-взрослому»: на современных электронных манекенах. А вместо зачета по этому предмету им теперь предстоит сдавать экзамен.
По статистике наша страна по количеству людей, гибнущих в ДТП, занимает одно из первых мест в мире. И примерно 30% жертв автомобильных аварий не выживают из-за несвоевременного оказания первой помощи. То есть, люди буквально лежат и умирают на глазах очевидцев, в то время как машина скорой помощи пробивается сквозь пробки или едет с большого расстояния до места аварии. В то же время многих раненых можно было бы спасти, если бы рядом были люди, готовые и умеющие оказать первую медицинскую помощь. Ведь по закону «золотого часа», если помощь будет оказана в первый час после аварии, из тяжело пострадавших выживает 40%. В автошколах хорошо знают эту статистику. Однако не понимают, почему эту проблему хотят решать за счет автолюбителей и автошкол. Тем более, что в сегодняшней ситуации они даже не представляют, как это можно сделать.
Автошколы – рынок сбыта для тренажеров
Как рассказал директор автошколы «ТУР» Александр Сальников, предложение открыть медицинские классы в автошколах носит чисто формальный характер и на снижение смертности от ДТП кардинально не повлияет. Вряд ли можно требовать от автолюбителя проводить «в полевых условиях» прямой массаж сердца пострадавшему в аварии, если он, например, смертельно боится вида крови. Или просто даже боится подойти к раненому. К тому же, если человек сам только что стал участником аварии и находится в шоковом состоянии, то вряд ли он вспомнит те медицинские основы, которыми его научили в автошколе. «В идеале оказывать первую помощь пострадавшим должны врачи скорой помощи, реаниматологи, хирурги, словом, практикующие специалисты. А то, что нам предлагают, на мой взгляд, это очередная придумка тех, кто когда-то хотел продвинуть в автошколах автоматизированные автодромы, кто потом предлагал им приобрести психодиагностические комплексы, а теперь вот планирует найти рынок сбыта для дорогостоящих медицинских тренажеров", – говорит Александр Сальников.
Проблемы и решения
Что касается новых требований по обучению водителей азам первой медицинской помощи, то для этого в автошколах должен быть оборудован медицинский класс, который необходимо оснастить соответствующим образом. Так, на каждые 16 курсантов должны приходиться 3 манекена и 8 аптечек. Откуда взялись эти цифры – непонятно, но на оборудование класса медподготовки автошколе придется потратить более 500 тысяч рублей. По мнению представителей автошкол, это еще хорошо, что правительство не увеличило количество часов занятий по медицинской подготовке до 72, как обсуждалось в процессе разработки документа. Однако теперь, в соответствии с новой программой, курсантам предстоит сдавать по данной дисциплине не зачет, а экзамен. И тут тоже проблемы. До сих пор не ясно, кто должен преподавать этот предмет. Как оказалось, у нас нет специалистов, которые могли бы это делать. По существующим требованиям к преподавателям медицинской подготовки в автошколах обучать курсантов может любой человек, имеющий медицинское образование. Кто угодно – от офтальмолога до гинеколога. Однако в медицинских вузах программу оказания первой медицинской помощи преподают только один час. А в автошколах на это отведено шесть часов. «Даже если, будучи студентами-медиками, они не прогуляли этого урока, то вряд ли знают, что делать в оставшиеся пять часов. Хуже всего придется тем преподавателям, которые двадцать лет назад закончили медицинские вузы – они таких тренажеров даже не видели», – говорит Александр Сальников.
Кесарю кесарево
Между тем, согласно приказу министерства образования, обученные в автошколах «медики по совместительству» должны будут уметь правильно накладывать жгут и перебинтовывать раны, слушать дыхание, проводить сердечно-легочную реанимацию, правильно фиксировать шейный отдел позвоночника и конечностей (в случае перелома или вывиха), определять признаки сердечного приступа... Не сумеют – не сдадут экзамен, а, значит, не получат права. Кстати, мы так любим оглядываться на мировой опыт. Так вот, нигде в мире нет такой практики, чтобы в автошколах курсантов учили оказанию первой медицинской помощи. И уж тем более насильно никого не загоняют в медицинские классы. Во многих странах автолюбители, желающие освоить медицинские специальности по собственному порыву и желанию, ходят на специальные курсы, которые организует «Красный крест». Чаще всего такие курсы бесплатные. Эксперты отмечают, что такой подход намного цивилизованнее. Ведь одно дело, когда специально подготовленные люди, со специализированными знаниями и прошедшие специальные тренировки, которые входят (или должны входить) в их профессиональные обязанности, со знанием дела и без паники оказывают грамотную первую помощь пострадавшим, и совсем другое дело, когда неподготовленный человек, оказавшийся на месте аварии, в шоке и в панике начнет “колдовать” над потерпевшим. В такой ситуации гораздо больше шансов убить человека, чем помочь ему выкарабкаться с того света.
Ответим рублем
Между тем, те автошколы, которые не оборудуют свои классы медицинскими муляжами, не смогут пройти процедуру аккредитации. Эксперты подсчитали – только за последнее время из-за того, что все время меняются требования к образовательным программам, половина автошкол в нашем городе уже закрылась. Пережить же начавшиеся перемены смогут лишь те организации, чья лицензия оформлена на несколько лет вперед. В итоге благое желание – повысить качество обучения в наших автошколах и снизить смертность на наших дорогах, может привести только к одному результату: увеличению стоимости обучения. А в погоне за двумя зайцами рублем ответит будущий водитель.
Водителем можешь ты не быть, а медиком – обязан?
ПО ТЕМЕ