Борьба за президентство-2012 обостряется с каждым днем. Интересно, однако, что происходит она совсем не в тех формах, о которых у нас принято говорить.
Традиционно считается, что кандидаты на высокий государственный пост должны в ходе предвыборных кампаний активно вербовать себе сторонников и столь же активно поносить друг друга. В соответствии с этой точкой зрения различные политические комментаторы начинают отыскивать в российской общественной жизни признаки активной борьбы между Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым, а также признаки формирования той и другой стороной собственных избирательных штабов.
После назначения Сергея Собянина на пост мэра Москвы стали поговаривать, что Путину был нужен во главе столицы надежный человек, который соберет для него голоса жителей многомиллионного мегаполиса.
На самом деле так, наверное, все и происходило бы в том случае, если бы выборы у нас проводились по западным демократическим стандартам, и если бы Путин с Медведевым, как два наиболее популярных политика, стали бы открыто соревноваться друг с другом. Но подобный вариант развития событий крайне маловероятен. Стандарты у нас не демократические, а тандемократические. Тандемократы уже заявляли, что предварительно решат между собой, кому идти в президенты в 2012 г., а потом доведут свой выбор до сведения общественности.
Медведев хорошо понимает, что, несмотря на формально высокий политический вес, он выступает совсем в иной весовой категории, нежели Путин. Открыто бороться с «хозяином» нынешний президент не готов, а потому он не формирует штабов и не призывает сторонников.
А вот обратный процесс действительно имеет место. Сторонники призывают «кандидатов в кандидаты» стать реальными кандидатами в президенты. Причем ведут себя подобным образом не только люди из окружения Медведева, но и люди из окружения Путина.
На этой неделе Рамзан Кадыров в интервью журналу Newsweek просил Путина вернуться на президентский пост, причем не на один-два срока (как разрешено Конституцией), а навсегда. Незадолго перед этим Игорь Юргенс в интервью газете Коммерсант отмечал, что, несмотря на большие заслуги Путина, имевшие место в прошлом, президентом в 2012 г. должен стать Медведев, поскольку именно он популярен среди либеральных избирателей, настроенных на перемены.
Заявления Кадырова и Юргенса откровенно бросаются в глаза, поскольку это хорошо известные люди. Но вообще-то нечто подобное на том или ином уровне произносится постоянно. Путинцы подталкивают к решительным шагам Путина, медведевцы – Медведева. Однако на самом деле все это имеет лишь косвенное отношение к будущим президентским выборам. Скорее, речь идет о своеобразной форме выражения лояльности клиентелы своему патрону.
У Кадырова сегодня сложное положение. Он непрерывно борется с московскими силовиками (федералами) за то, чтобы расширить свой личный контроль в Чечне. До какого-то времени ему это неплохо удавалось, однако недавно его противники внутри республики резко активизировались. Происходящие сегодня теракты (в том числе самый громкий – в республиканском парламенте) ставят под вопрос тезис, который недавно еще казался бесспорным: тезис о способности Кадырова обеспечить порядок на подведомственной территории. Ведь если так пойдет и дальше, положение дел в Чечне может стать не более контролируемым, чем положение дел в Ингушетии и Дагестане, где о какой-либо способности властей управлять своей территорией, вообще говорить не приходится. Вдруг у Путина возникнут сомнения в способности Кадырова быть «эффективным менеджером»?
В этой ситуации молодой Рамзан решает проблему тем единственным способом, которым умеет. С помощью безудержной восточной лести. Он чуть ли не молится на Путина, полагая, что подобное восхваление приятно всякому, кто обладает абсолютной властью.
У Юргенса похожая ситуация, хотя, на первый взгляд, кажется, что лощеного интеллектуала из президентского окружения ничто не может сближать с восточным деспотом из горной республики. Однако следует понимать, что если Медведев не решится заявить о себе как о президенте-2012 и просто уйдет в тень после выборов, интеллектуалы, сделавшие на него ставку, вновь окажутся рядовыми профессорами или функционерами, а вовсе не составителями президентских программ, как сегодня. Поэтому медведевское окружение должно постоянно поддерживать в своем патроне смелость и амбициозность, должно постоянно уверять его в том, что он – великий человек и единственная надежда российских либералов. Глядишь, Дмитрий Анатольевич начнет настаивать на своем и в какой-то момент каким-нибудь образом продавит Владимира Владимировича.
Впрочем, до сих пор продавить Путина в таких серьезных делах еще никому не удавалось. Поэтому все нынешние «предвыборные баталии», скорее всего, ни к чему не приведут.
Дмитрий Травин