В Центре современного искусства им. Сергея Курехина завершился фестиваль «Этномеханика». С пространством, каждую весну традиционно отдаваемым фестивалю SKIF, его осенний побратим пока справляется не вполне.
Предыдущие две «Этномеханики» так же резко отличались друг от друга, как нынешняя – от них обеих. Два года назад пилотную версию фестиваля составили тематически: плясовой разудалый world-music с элементами рока и фанка был отмежеван от шансона и городского романса, аутентичные исполнители соседствовали с любителями электронной эклектики. На второй фестиваль были приглашены скрипач Александр Баланеску и аккордеонистка Эвелина Петрова – тогда в близкой академическому авангарду музыке тоже удалось разглядеть этническое и «корневое». Всегда привечали на фестивале тувинских музыкантов, клезмер, балканщину и иронический кабацкий жанр.
В этот раз с «корневым» получилось менее удачно. Якутская певица и актриса Степанида Борисова не смогла выступить «по причине недомогания» – поэтому первый день «Этномеханики» вышел блеклым и предсказуемым. Наполняли его хорошо знакомые петербургские команды вроде Theodor Bastard, Reelroadъ и Chance-on-Manouche. Оставалось довольствоваться новой встречей с чудесными украинцами – группой «Даха Браха», этномистиками в шапках-колпаках, обладателями Гран-при Премии Сергея Курехина и участниками прошлой «Этномеханики».
Зато второй день принес неожиданные музыкальные впечатления. Клезмер-хип-хопер Socalled в сочетании с клезмер-бэндом «Наеховичи» – казалось бы, масло масляное, но более витальную и остромодную смесь сложно себе представить. Socalled, исполнявший разом роли диджея, конферансье, певца и аниматора, заводил не только публику (ту ее часть, которая предпочла еврейские плясовые узбекским версиям популярных песен от «Обморока имама» на малой сцене), но и партнеров по сцене. Кудрявый и невероятно обаятельный фрик из Монреаля заботливо сообщал тональность исполняемой песни, выяснял у слушателей, поклонники ли они музыки 1920-х или 30-х годов, с надеждой вопрошал, есть ли в зале пьяные, и учил подпевать рефрену в песне «The Good Old Days». Любую его инициативу «Наеховичи» подхватывали с энтузиазмом, выводя яростные соло на скрипке, электрогитаре и мятом цинковом ведре, с зажигательной ритм-секцией и меланхоличной тубой.
Чуть более многочисленную публику собрали хедлайнеры фестиваля – ансамбль Джими Тенора и нигерийцев Kabu Kabu. Для Тенора, финна по рождению и космополита по образу жизни, западноафриканские музыканты стали в последние годы источником вдохновения – с ними он дает концерты и записывает альбомы. Даже внешний вид музыкантов рифмовался: эксцентричный Джими вышел в отороченной золотом мантии чернокнижника, а чернокожий перкуссионист облачился в блестящую бирюзовую рясу. Мощные хроматические линии медно-духовых, поддержанные густым синкопированным фанковым басом, перекликались с тамтамами, унисонная торжественность, как во вступлении «Love Is The Only God», распадалась на импровизационные партии. Из синтезатора Тенор извлекал атмосферные космические тембры, чем завершал впечатление, будто эта музыка родом из 70-х, но только не тех, которые мы знаем, а каких-то инопланетных, альтернативных, неведомых 70-х, – и выдерживал этот пафос до конца.
Размывание границ между этникой и другими жанрами – то, что организаторы «Этномеханики» уловили давно. Перегруппировав состав реальных и потенциальных участников SKIF, можно действительно получить уникальный смотр всех видов сегодняшнего world-music. От нынешнего же фестиваля осталось ощущение, что комбинаторику организаторы применили очень избирательно, в основном, при выборе хедлайнеров. Остальное время и пространство занимали сравнительно случайные имена.
Оксана Булах
«Фонтанка.ру»
Фото: dakhabrakha.com.ua (Тетяня Василенко), socalledmusic.com, nayekhovichi.ru (Томас Савикис), jimitenor.com (Крум Чорбаджиев).
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»