От задержек по строительству жилых домов в нашем городе страдает около 15 тысяч дольщиков. Такие цифры прозвучали в ЗакСе в ходе заседания комитета по законодательству. Представители комитета по строительству Смольного подчеркивают, что это лишь по приблизительным подсчетам, точных цифр назвать не могут. Но с уверенностью прогнозируют - количество годами ожидающих жилье в перспективе будет только увеличиваться.
На заседании комитета по законодательству ЗакСа при обсуждении проекта изменений в городской закон «О мерах по защите прав участников долевого строительства» выступила начальник надзора отдела Управления по контролю и надзору в области долевого строительства стройкомитета Светлана Пчелкина. Она сообщила о том, что в Петербурге достаточно большое количество дольщиков, нуждающихся в помощи для завершения строительства - около 15 тысяч петербургских семей уже больше года ожидают своих квартир, поскольку застройщики всячески затягивают сроки сдачи домов. То есть, хотя они де-юре и не относятся к обманутым дольщикам, но фактически - тоже жертвы недобросовестности строительных компаний.
Эксперты рынка подтвердили "Фонтанке": эта цифра вполне близка к реальности, ведь по данным Союзпетростроя, к примеру, в настоящее время "разморожено" лишь 30% строящихся объектов.
Список наиболее провинившихся пред дольщиками участников рынка никого в зале не удивил. В перечне «самых затянувших сроки» лидирует компания ЛЭК, следом - «М-Индустрия», затем СК "Импульс" и «Трест 102». Вспомнили и уже прекратившую свое существование «Фирму Р.К.Г.». Правда, почему-то забыли упомянуть об «ИВИ-93», вначале затянувшей сроки строительства, а потом обанкротившейся.
Пчелкина подчеркнула, что точных данных о том, сколько граждан стали жертвами затянувшегося строительства, она привести не может, поскольку неизвестно, какое количество покупателей жилья участвует в долевке.
«Только по федеральному 214 закону «О долевом строительстве» в городе может быть до 30 тысяч дольщиков, - объяснила она корреспонденту «Фонтанки». - Но ведь по-прежнему есть и те, кто заключал предварительные договора купли-продажи и инвестиционные договоры, эти покупатели учету не поддаются». Недостаточно поддается контролю и деятельность строителей.
Поправки, которые депутаты намереваются внести в закон, формально расширяют полномочия правительства региона по контролю над строительными компаниями. Контролирующие органы в лице исполнительной власти получают право требовать от занимающихся долевым строительством сведения и документы, необходимые для надзора. Перечень этих документов должны устанавливать органы власти субъектов федерации, и законопроект наделил такими полномочиями правительство Северной столицы.
Зато теперь городское правительство отныне будет формировать, вести и публиковать реестр участников долевого строительства, нуждающихся в защите (обманутых дольщиков). Все остальные остаются вне поля зрения чиновников.
«В ходе правоприменения городского закона у нас возникла некая коллизия, недопонимание того, какой конкретно реестр должно вести правительство - всех участников долевого строительства или только тех, кто нуждается в защите (то есть тех, у кого по суду признано право собственности и есть деньги на достройку объектов). Так как включить в список всех участников долевого строительства в 5-миллионном городе не представляется возможным, да и не все они захотят предоставлять чиновникам сведения о себе, то мы попросили уточнить это положение, тем более, что регистрацию договоров по долевому строительству ведет ФРС, и получилось бы некое дублирование функций», - пояснила Пчелкина логику исполнительной власти.
Попасть в реестр и получить право на защиту могут только те собственники жилья, чьи права будут признаны судом. Затем — уже с помощью города - запустится механизм по поиску для дольщиков более ответственного строителя. В Смольном полагают, что эти меры помогут нормализовать ситуацию на строительном рынке.
Правда, сама Пчелкина, отвечая на вопрос депутата Виталия Милонова, признала, что предлагаемый механизм, по-видимому, не обеспечит в полной мере защиты участникам долевого строительства. С ее точки зрения, оптимальная схема найдена в соседней Белоруссии. Там застройщик, приступая к строительству, кладет в банк некую сумму денег, создавая своеобразный страховой фонд. В том случае, если права дольщиков будут нарушены, компенсацию им выплатят из этой суммы.
Изменения в городской закон разработали вслед за изменением федерального законодательства. Напомним, эксперты с самого начала скептически отнеслись к инициативе органов власти. В разговоре с корреспондентом «Фонтанки» замгенерального директора АН «Бекар» Леонид Сандалов заметил, что существует масса обходных схем для привлечения денег, и совершенно не исключено, что и новое законодательство оставит строителям лазейки для того, чтобы нарушать закон.
Сейчас в Петербурге по 214-му закону работает только 34 компании из существующих 200. Комитет по строительству неоднократно предпринимал попытки заставить строителей работать по правилам, но в своих начинаниях не преуспел: число тех, кто работает в соответствии с законодательством, не изменяется с начала 2009 года. Причем, такое положение дел характерно не только для Петербурга — в целом по стране по закону работает не больше 20% от числа всех строительных компаний.
Свое нежелание переходить на правильные схемы застройщики объясняют соображениями экономии. Так, глава группы компаний ЛЭК (компания-рекордсмен по количеству незаконных строек) Павел Андреев много раз объяснял, что регистрация нового объекта — очень длительный процесс, поэтому строителям выгоднее начинать продавать квартиры заранее, да и начинать строительство удобнее до того, как получены все разрешения.
К тому же, многие крупные компании - такие, как «Пионер», «Центр долевого строительства (ЦДС)», «ЛенСпецСМУ» - предпочитают привлекать средства граждан с помощью жилищно-строительных кооперативов. «Основное преимущество нашей схемы заключается в том, что приобретатель пая может получить длительную рассрочку платежа, вселиться в квартиру после окончания строительства и проживать в ней, продолжая выплачивать свой пай, а при долевом участии необходимо оплатить стоимость квартиры до окончания строительства, что не устраивает рассчитывающих на длительную рассрочку, - объясняет директор юридического департамента холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ» Андрей Ерехинский. - Кроме того, кооператив полностью подконтролен пайщику, а схема долевого участия таких прав дольщику не дает».
Однако в том случае, если на объекте возникнут какие-либо проблемы, попасть в реестр Смольного дольщики, вложившиеся в строительство по этим схемам, скорее всего, не смогут.