Российские продажи автомобилей в июле поднялись на третье место в Европе - впервые так высоко с 2008 года. Всплеск роста продаж вызвал даже дефицит на ряд популярных марок. Но можно ли сказать, что наш автомобильный рынок вернулся в докризисную колею? Или нынешний рост обусловлен лишь мерами господдержки? Не подтолкнет ли возобновившийся спрос рост цен на автомобили? Найти ответы на эти вопросы пытались участники круглого стола, организованного редакцией «МК» в Питере» совместно с изданием TT Finance
Старьем берем
По данным Ассоциации европейских автопроизводителей, продажи новых легковых автомобилей за 7 месяцев текущего года выросли на 9 процентов, при этом самые стремительные темпы роста российский рынок продемонстрировал в июле - плюс 48 процентов. Однако говорить о том, что кризис далеко позади, пока рано, убеждены участники круглого стола.
- Во втором квартале этого года в компании «Аларм-Моторс» произошел рост продаж на 40 процентов по сравнению со вторым кварталом 2009 года, а в сравнении с первым кварталом 2010 года продажи возросли на 60 процентов, - отмечает Михаил Шевельков, директор по продажам «Аларм-Моторс Форд». - Однако этот всплеск спроса, скорее, искусственный. Он в большей степени обусловлен программой утилизации, благодаря запуску которой образовался отложенный спрос, который формировался с сентября 2009-го по март 2010-го и «выплеснулся» в марте-мае 2010 года.
- Рост продаж автомобилей LADA за первые 7 месяцев 2010 года составил 62,3 процента, - сообщила руководитель отдела маркетинга ОАО «Питер-Лада» Виктория Чибышева. - За этот период было продано 7398 автомобилей LADA, из них 4374 по программе утилизации. Однако мы связываем рост продаж не только с программами господдержки, но и с общей стабилизацией экономической ситуации в стране.
Примером последнего утверждения служит показатель продаж бренда KIA, ни одна модель которого не попала под действие программы утилизации.
- Еще с февраля-марта мы ощущаем острый дефицит машин, - говорит Николай Хасиев, директор по продажам Автоцентров «ПЛТ» и «Солнечный ветер». - Рост продаж KIA с начала года составил 20–25 процентов, а сама марка вышла на третье место по продаваемости в России после LADA и Chevrolet.
Между тем исполнительный директор ЗАО «Василеостровский автоцентр» Олег Швыдкый считает оптимизм по поводу возросшего спроса преждевременным.
- Сейчас мы, скорее, наблюдаем не рост, а восстановление рынка по сравнению с кризисом, - говорит Олег Швыдкый. - По объемам продаж автомобилей мы находимся пока на уровне 2006–2007 годов. А полного восстановления спроса и объемов продаж стоит ждать не ранее 2013 года. Со стартом программы утилизации рынок действительно взбодрился. Люди получили возможность приобрести со скидкой новый автомобиль в обмен на старый. Я думаю, мы будем избавляться от автохлама еще 2–3 года, а значит, все это время программа будет востребована.
- Программа утилизации уже свое отработала, - высказывает противоположное мнение председатель общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов. - Все, кто хотел, уже сдал свой автохлам в утиль, и, чтобы еще раз мощно подстегнуть спрос, столько «старья» уже нет.
- Если весной мы продавали по утилизации 150 автомашин в месяц, то сейчас - порядка 30, - соглашается директор по продажам «Аларм-Моторс Форд».
Видимо, такой же точки зрения придерживается и правительство. Буквально на днях директор Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России Алексей Рахманов заявил, что плавный выход из программы утилизации намечен на осень 2011 года, когда доля «утилизационных» машин сократится до 7–8 процентов в общем объеме продаж. Но пока потенциал у программы есть. Так, по словам Виктории Чибышевой, в работе у дилеров на сегодняшний день находится более 11 тысяч заявлений на покупку автомобилей по программе утилизации. При этом эксперты отмечают, что программа реально поспособствовала обновлению автопарка.
- Если в начале действия программы в утиль сдавался недвижимый автохлам, то сейчас это машины, которые на ходу, хотя и старые, - делится наблюдениями руководитель отдела маркетинга ОАО «Питер-Лада».
Сдают в утиль в основном продукцию АвтоВАЗа. Собственно, ее же в большинстве случаев и приобретают как наиболее доступную по цене. Причем автомобильной грамотностью петербуржцы, как выясняется, не блещут.
- Основными факторами при выборе автомобиля у нас остаются цена и предпочтения той или иной марки, а такие нюансы, насколько экономична машина в обслуживании, какой у нее расход топлива и какой нужно будет платить транспортный налог, покупателей интересуют мало, - отмечает Олег Швыдкый.
Дефицит по осени сойдет
Кстати, спрос растет не только на новые, но и на подержанные автомобили.
- Пошлины сделали свое дело: долгое время подержанные автомобили практически не ввозились в Россию, и сейчас на этом рынке также отмечается острый дефицит - продается или то, что было ввезено ранее, или машины с пробегом по России, - говорит Александр Холодов.
- Подержанный автомобиль в хорошем состоянии и по оптимальной стоимости уходит с рынка часа за три, - подтверждает Алексей Зуев, начальник сектора по работе с автодилерами Управления по работе с предприятиями, партнерами и организации активных продаж Северо-Западного банка Сбербанка России. По его словам, петербуржцы чаще стали брать кредиты на покупку подержанной машины, чему, собственно, способствует и острый дефицит новых автомобилей.
- С июня по август новых машин на рынке практически нет, - дополняет Алексей Зуев. - К примеру, помогая нашим клиентам с поиском автомобиля после получения одобрения по кредиту, пришлось ждать около полутора месяцев для приобретения автомобиля Hyundai или Audi стоимостью свыше 1,2 миллиона рублей. Напоминаю, что после одобрения кредитной заявки банк дает клиенту 90 дней для оформления договора купли-продажи автомобиля.
- В отличие от многих дилеров, в «Аларм-Моторс Форд» сейчас есть большой выбор востребованных автомобилей Ford Focus, - говорит Михаил Шевельков. - Машины в наличии, поэтому вопрос выбора автомобиля для наших клиентов не стоит так остро.
- Что касается автомобилей, импортируемых из Южной Кореи, то новые партии прибудут в Петербург на паромах в конце августа - начале сентября, - информирует Николай Хасиев. - И дилеры, и производители действительно оказались не готовы к резко возросшему спросу, вследствие чего и возник дефицит. Но сейчас заводы-изготовители уже перестроились, заказы налажены. Другое дело, что, если спрос пойдет на спад, многие дилеры к концу года окажутся с нераспроданными стоками.
А пока на рынке вновь правят бал очереди - желанного «железного коня» популярной модели ждать приходится от двух месяцев и более. К примеру, очередь на Renault Sandero растянулась уже до февраля 2011 года.
- Проблема в том, что со стартом программы утилизации дилеры пошли по пути продажи виртуальных машин, - поясняет Александр Холодов. - Пришло в салон 1000 человек, с ними со всеми и заключили договоры, а квота у дилера, к примеру, всего 100 машин. И так было, пока Минпромторг не ограничил выдачу сертификатов, увязав ее с процентом реально проданных машин. Вот вам и очереди…
У АвтоВАЗа и вовсе существует две очереди: одна по поставке автомобилей по программе утилизации, другая - для свободной продажи. Какая из них длиннее, неизвестно, но, как уверяют представители «Питер-Лада», поставки под строгим контролем, и машину, предназначенную для программы утилизации, в розницу не продашь, как и цену на нее не изменишь. Кстати, что касается цен, то здесь наши эксперты сходятся во мнении: резкого подорожания автомобилей не будет даже под влиянием дефицита.
- По наиболее популярным маркам цена будет расти, но незначительно, плавно со спросом, - считает Александр Холодов. - Пока спрос нестабилен, резкий рост цен чреват падением продаж, поэтому сейчас дилеры предпочитают получать основную прибыль не со стоимости автомашины, а от сервиса. Пусть сейчас продам дешевле, зато потом клиент купит у нас магнитолу, пройдет ТО и т. д.
Банки берут разгон
Восстановлению автомобильного рынка способствует и то, что с каждым месяцем становятся все более доступными условия автокредитования. Конечно, они еще не достигли докризисного уровня, когда в кредит продавалась каждая вторая машина, и - тем не менее. Как отмечают в агентстве PricewaterhouseCoopers, теперь кредит на покупку автомобиля можно оформить на срок до 5 лет под 14 процентов годовых - это на 2–3 процента ниже, чем в начале 2010 года.
- Средняя цена автомобиля, взятого в кредит, на Северо-Западе в августе немного снизилась - 609 000 рублей, тогда как в июле была на уровне 619 000 рублей, - констатирует начальник сектора по работе с автодилерами Управления по работе с предприятиями, партнерами и организации активных продаж Северо-Западного банка Сбербанка России Алексей Зуев. - При этом ставки Сбербанка находятся на уровне от 14,5 до 17 процентов годовых в рублях, то есть весьма конкурентоспособны и соответствуют спросу. Последний раз ставки снижались в апреле одновременно с отменой комиссий по всем кредитам банка. По Программе субсидирования ставка равна 9,33 процента по кредитам в рублях, на Skoda Fabia, Octavia - 8,33 процента. Спрос на автокредиты высок. Так, по Правительственной программе в июле банком выдано 720 автокредитов, что сопоставимо с результатом декабря 2009 года (700 автомобилей).
Не последнюю роль в этом сыграла государственная программа льготного автокредитования, привлекающая рефинансированием 2/3 процентной ставки, установленной банком. По состоянию на 19 августа в банки поступило 210 077 заявок, после рассмотрения которых было выдано 95 562 льготных автокредита, что больше, чем за весь пошлый год (71 486 заявок).
- С сентября Минпромторг планирует установить фиксированную ставку по льготным автокредитам на уровне 6 процентов годовых. Но я не думаю, что это вызовет значительный дополнительный интерес к программе, - прокомментировал Алексей Зуев. - Программа и на сегодня очень привлекательна: в Северо-Западном банке доля кредитов, выданных по госпрограмме, и так выросла с 32 в апреле-июне до 40 процентов в июле.
Не стоят в стороне от стимулирования спроса и создания благоприятных условий для покупки машин и автопроизводители. Они также активно сотрудничают с банками (так, у Сбербанка таких соглашений около десяти) и субсидируют проценты по автокредитам. В зависимости от условий банка автоконцерны готовы погашать за заемщика в среднем от 1 до 5 процентов. Правда, в такой кредитной доступности есть и минус.
- На рынке автокредитования увеличилось число мошенничеств, - предостерегает Александр Холодов. - Я сталкивался со случаем, когда машина побывала в залоге у двух банков, а пока шло разбирательство, она и вовсе «погибла» в аварии. Как говорится, так не доставайся же ты никому! И подобные махинации не исчезнут с рынка до тех пор, пока не будет ликвидирована дыра в законе - ведь сейчас залог не регистрируется в ГИБДД. Поэтому при покупке подержанной машины стоит быть предельно осторожным и внимательным.
Прогноз
По прогнозам Аналитического агентства «АВТОСТАТ», российский авторынок покажет в этом году рост на 18–25 процентов. По среднему сценарию будет продано 1,7 миллиона машин. При этом на долю российских моделей будет приходиться порядка 32 процентов рынка, доля иномарок российской сборки составит примерно 35 процентов, еще примерно треть рынка будет обеспечена за счет импорта.
Цифры
На 1000 россиян теперь приходится 238 автомобилей, тогда как годом ранее аналогичный показатель составлял 230 машин. Самая высокая обеспеченность автомобилями, по данным «АВТОСТАТа», фиксируется в Приморском крае и на Камчатке, где на каждую тысячу жителей приходится свыше 400 машин. Высокой концентрацией автомобилей также отличается Москва (313 шт.), Московская область (305 шт.), Калужская область (303 шт.), Краснодарский край (289 шт.), Калининградская область (288 шт.) и Петербург (284 шт.).
Покатило?
ПО ТЕМЕ