Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Страна стареющих машин

Страна стареющих машин

369

Уже второй месяц подряд спрос на автомобили на отечественном авторынке практически сопоставим с докризисными показателями — это результат бонусных программ от дилеров и производителей и принятых мер господдержки. Вот только предложение за темпами спроса не поспевает — популярные модели и комплектации автомобилей теперь приходится ждать, причем срок ожидания может растянуться до года.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, в мае российский авторынок вырос на 31 процент относительно показателя прошлого года. Впрочем, как отмечают аналитики агентства «АВТОСТАТ», по сравнению с докризисным маем 2008 года нынешний результат все же ниже на 43,8 процента. Да и по итогам пяти месяцев 2010 года российский авторынок все еще находится «в отрицательной зоне» — продажи снизились на 5 процентов. Наиболее комфортно чувствует себя сейчас сегмент бюджетных автомобилей.

А какова ситуация в Петербурге? Чтобы ответить на этот вопрос редакция «МК» в Питере» совместно с изданием TT Finance провела круглый стол.

- Мы работаем с автомобилями бюджетного и среднего класса, и объемы продаж у нас полностью восстановились с показателями 2008 года, - отмечает директор по продажам компании «ИСТКОМ» Нонна Шалина. - Однако по уровню доходности показатели все еще ниже докризисных. Сказывается и уменьшение дилерской маржи, и понижение цен на автомашины.

Рост продаж сдерживает и дефицит автомобилей у дилеров, которые просто оказались неготовыми к увеличению спроса.

- Мы с конца марта сталкиваемся с ситуацией, когда клиент получает кредитное одобрение, но не может в течение 90 дней найти желаемый автомобиль, - говорит начальник сектора по работе с автодилерами Управления по работе с предприятиями, партнерами и организации активных продаж Северо-Западного банка Сбербанка России Алексей Зуев. - К примеру, на Chevrolet Cruze очередь составляет 3 месяца, модели Skoda надо ждать от 3 до 5 месяцев, Lada - от 1,5 месяцев, а на Renault Sandero очередь и вовсе до следующего года. Получается, что спрос есть, банки готовы кредитовать, население готово покупать, а машин нет. Как следствие - люди вынуждены ждать либо выбирать более дорогие модели и комплектации, имеющиеся в продаже.

- Все привыкли к кризису, погрузились в него, но сейчас наступают перемены - экономическая ситуация стабилизируется, население обретает уверенность в завтрашнем дне, соответственно, растет и спрос на автомобили, - поясняет директор ККО «Русфинанс Банка» в Санкт-Петербурге Петр Меликов. - В 2008 году все автосалоны были затоварены до отказа, продажи стояли на месте, в результате чего производство было заморожено. Это и породило дефицит автомобилей. Сроки ожидания популярных моделей сейчас высоки - в лучшем случае сентябрь-октябрь 2010 года.

Не существует очередей сейчас разве что на китайскую продукцию - автопром Поднебесной не только не сокращал в кризис производство, как все остальные страны мира, но и умудрился нарастить его на 15-20 процентов. Что касается России, то по итогам 2009 года общий объем производства автомобильной техники у нас снизился на 59,8 процента и составил 722,4 тысячи единиц. Это самый низкий показатель производства автомобилей за последние 38 лет.

А что с подержанными автомобилями?

- Повышение таможенных пошлин привело к тому, что два года импорта подержанных иномарок практически не было, - поясняет председатель общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов. - Однако сейчас спрос на такие машины растет, особенно на машины стоимостью не выше 300 тысяч рублей. Это, соответственно, толкает цены вверх. И если сейчас подержанную иномарку можно купить на авторынке дешевле, чем привезти ее из-за границы и растаможить, то в скором времени цены выравняются.

Как признают участники круглого стола, существенным подспорьем в подъеме авторынка выступила программа утилизации автомобилей, по которой можно получить бонус от государства в 50 тысяч рублей, сдав на переработку автомобиль возрастом от 10 лет. Программа стартовала 8 марта и была рассчитана до ноября, однако ее популярность у населения настолько велика, что из 200 тысяч сертификатов на утилизационные премии уже сейчас выдано 175 тысяч. Вот только «отоварить» эти ваучеры так же быстро не удается - мешают все те же очереди на машины.

-В Петербурге выдано 17 тысяч сертификатов, при этом утилизировано, а значит, и куплено, 5952 автомобиля, — приводит данные заместитель начальника Управления по обращению с отходами производства и потребления Петербурга Александр Ремига. - Такая разница обусловлена тем, что дилеры не в состоянии удовлетворить потребности граждан. Один из дилеров, к примеру, мне сказал, что у него была квота в 100 автомобилей в месяц, под программу утилизации дали еще 100, а надо - 600.

-Говорить о том, что такая разница между выданными сертификатами и утилизированными машинами возникла только из-за дефицита, некорректно, - считает Александр Холодов. - Свой отпечаток накладывает и то, что многие поначалу без особой надобности просто ради интереса оформляли заявки через Интернет, также и дилеры до введения ограничений выписывали сертификаты без разбора и всем подряд. Зашел человек в салон, спросил про машину - а ему тут же сертификат оформили. Поэтому востребованность программы несколько раздута по отношению к реальности.

- Тем не менее, наши клиенты очень активно используют утилизационные сертификаты и в качестве первоначального взноса, и как скидку на автомобиль, - уточняет Алексей Зуев.

- Наши партнеры также принимают сертификаты и в качестве первоначального взноса, и, по нашей статистике, можно сделать вывод, что спрос на утилизацию автохлама есть, - делится наблюдениями Петр Меликов. - При этом 70 процентов приобретаемых в Петербурге автомобилей по программе утилизации - это машины АВТОВАЗа. «Семерки» и «пятерки», которые многие уже списывали со счетов, вновь оказались востребованными. Это говорит о том, что, несмотря на высокий уровень жизни, огромная прослойка жителей Петербурга нуждается в недорогих автомобилях.

- Я думаю, что главную роль здесь играет не привязанность к отечественному автопрому, а национальная любовь к халяве, - высказывает свое мнение Александр Холодов. - Есть у человека 100 тысяч рублей сбережений, плюс государство 50 тысяч дает - почему не купить новую «семерку» взамен старой, стоящей без дела в гараже? Может, кто-то и перепродать надеется. Понятно, что при покупке иномарки стоимостью пусть даже в 600 тысяч рублей скидка уже не столь значительна. Программа и задумывалась с целью освободить склады АВТОВАЗа от «пятерок» и «семерок», что, собственно, и сделано.

Как бы то ни было, программа утилизации старых автомобилей будет продолжена.

- Правительство выделит в этом году дополнительно 10 миллиардов рублей, которых должно хватить еще на 200 тысяч утилизационных премий, - сообщает Александр Ремига. - Но будет ли программа продолжена в следующем году, пока неизвестно. Сейчас мы готовим в Минпромторговли предложения и замечания по проекту.

Среди иномарок в России поровну новых машин до 5 лет и «автохлама», чей возраст перевалил за десятилетие. По данным «АВТОСТАТа», на 1 апреля 2010 года в России эксплуатируется порядка 5,5 миллиона иностранных автомобилей в возрасте до 5 лет, 3 миллиона в возрасте от 5 до 10 лет, а также около 5,4 миллиона иномарок, чей возраст перевалил за десятилетие.

Наибольший автопарк среди машин до 5 лет приходится на марку Chevrolet - 11,5 процента. На долю Ford - 9,6 процента — это самая продаваемая марка в Москве и Петербурге. А на третьем месте стоит японская Toyota — 9,2 процента в парке иномарок до 5 лет. За ними следуют Hyundai, Nissan, Renault, Mitsubishi, Kia, Daewoo и Opel. При этом десять крупнейших брендов занимают 71,3 процента автопарка.

ТОР-10 самых продаваемых в России машин в мае:

1. Lada Priora — 13 074 единицы (+ 74% по сравнению с прошлым годом)
2. Lada 2105/2107 — 11 974 (+104%)
3. Lada Samara — 9207 (+31%)
4. Lada Kalina — 8155 (+54%)
5. Renault Logan — 5367 (-5%)
6. Ford Focus — 5153 (+51%)
7. Daewoo Nexia — 4412 (+49%)
8. Kia Rio — 3188 (+204%)
9. Daewoo Matiz — 3120 (+35%)
10. Chevrolet Niva — 3078 (+29%).

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях