Ставший уже одной из обязательных деталей культурного ландшафта нашего города, фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга», можно сказать, отмечает своё совершеннолетие: его концерты в лучших залах городских и пригородных дворцов пройдут нынче в восемнадцатый раз. Об истории фестиваля и о том, что ждёт меломанов в рамках этого международного музыкального форума, обозреватель «Фонтанки» побеседовал с его художественным руководителем Марией Сафарьянц.
– Мария, позапрошлый фестиваль открывала контральто Эва Подлесь, в прошлом году – сопрано Сондра Радвановски, а нынешний откроется концертом меццо-сопрано Лючаны Д'Интино. Прошлогодний фестиваль еще и закрывался концертом Рене Флеминг. Всё это – оперные звёзды, без преувеличения, планетарного масштаба. И хорошо известно, что сольные концерты таких звёзд, мягко говоря, обходятся недёшево. Возникает простой вопрос: и в «лихие девяностые», и в наши «кризисные» годы – откуда вы деньги берёте? Неужели город или Министерство культуры вас так щедро финансирует?
– От Министерства культуры мы не получаем вообще ничего, а помощь города не слишком велика. Но я исхожу из того, что уже есть статус фестиваля, есть определённая качественная планка, ниже которой мы не можем опускаться – поэтому мы скорее пожертвуем количеством концертов, но не качеством исполнителей.
– Тогда я спрошу напрямик: бытует мнение, что, мол, Мария Сафарьянц – жена сына американского миллионера Константина Орбеляна, а поэтому у неё с финансированием фестиваля нет проблем вообще. Тем более, что Константин в своё время, можно сказать, стоял у истоков этого фестиваля.
– Ну, начнём с того, что первые несколько лет этот фестиваль действительно делал Константин. Но в 1990-м, 1991-м годах цены в стране были фантастически низкими. И бюджет дворцового фестиваля, длящегося месяц, тогда мог легко уложиться в двадцать тысяч долларов – причем, это максимум! Поэтому даже для не самых богатых людей в Америке наш фестиваль был необыкновенно привлекательным: красивейший город, необыкновенные дворцы – и очень низкие затраты на организацию. Однако экономическая ситуация очень быстро изменилась, и были три года фестиваль «Дворцы Петербурга» вообще не проводился. Когда я впервые начала делать его сама, в 1997 году, цены уже изменились кардинально.
Но в то время интерес к стране был по-прежнему очень велик, и я достаточно легко находила спонсоров: это могла быть обувная фирма из Италии, или какая-то другая иностранную компания, которая стремилась войти на российский рынок и также заявить о себе в культурном контексте. Словом, как-то я умудрялась сводить концы с концами.
Что же до «жены очень богатого мужа», то поначалу ко мне действительно относились именно так. Однако люди быстро поняли, что я занимаюсь этим проектом абсолютно автономно, поскольку Константин с головой ушёл в свой московский проект с Российским симфоническим оркестром, и ему едва хватает денег, чтобы его обеспечивать.
– А личные, дружеские связи работают? Приезжают ли какие-то артисты бесплатно или за символические деньги?
– Конечно, дружеские связи и личные отношения имеют огромное значение. Но это, как ни парадоксально, больше относится к спонсорам, чем к музыкантам. Ещё Фёдор Шаляпин говорил, что бесплатно только птички поют. Я же не могу сказать своему коллеге: «Слушай, приезжай, сыграй бесплатно, а?». И обслуживаются у нас солисты по высшему разряду: живут в отеле «Европа», летают бизнес-классом, обеспечиваются транспортом и так далее.
– А дипломаты и международные институты вам помогают? Учитывая, например, что нынешний год – это год Франции в России и vice versa?
– Очень много помогают дипломатические миссии и представительства. Ведь фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» стал участником и партнером Года Франции – России - 2010. И в рамках этого проекта пройдёт очень много концертов. Впервые будут исполнены оперы «Пигмалион» Рамо и «Груди Терезия» Пуленка в концертном варианте. Кроме того, на фестивале выступит Даниэль Лаваль – одна из лучших пианисток Франции. Всё это стало возможным во многом благодаря поддержке Французского института в Петербурге. В то время как концерты одного из самых популярных музыкальных коллективов Италии “Saxophono Italiano” и итальянского камерного оркестра «Солисты Перуджи» поддерживает Итальянский институт культуры в Петербурге. Среди наших партнеров также - Испанский центр в Санкт-Петербурге и Генеральное консульство Польши.
– Есть такое впечатление, что в 90-е годы люди, компании и фирмы выступали в роли спонсоров куда более охотно, чем сегодня?
– Это бесспорно. И банки, и фирмы с большим желанием шли и в генеральные спонсоры, и в партнёры по каким-то конкретным проектам или концертам. У меня никогда не было какого-то специального человека, который куда-то ходил и «выбивал деньги»: я всё организовывала сама. Должна сказать, что это куда тяжелее, чем выходить на сцену и играть на скрипке. С другой стороны, может быть, именно то, что я – музыкант, а не функционер, сыграло свою роль в том, что бизнесмены начали давать нам деньги на фестиваль.
Правда, и мы всегда очень ответственно относились к своим обязательствам. Тем не менее, нынешний год в финансовом плане труден, как никогда. Разные дворцовые залы вмещают на концертах от ста до пятисот человек, а в плане цен на билеты мы неизменно верны своей политике – они должны быть доступны, так что на сборы рассчитывать не приходится.
– Тем не менее, жалуясь на нехватку денег, вы всё время расширяете «территорию охвата» фестивальных концертов. И если раньше это были всё новые дворцы или павильоны Петербурга и пригородов, то теперь у вас вообще наметился, можно сказать, «десант» в Москву?
– Идея витала в воздухе давно; мне даже не раз предлагали сделать фестиваль «Дворцы Европы» – причём совершенно конкретно, сами хозяева дворцов и особняков. Но мощности, как говорится, пока не хватает: у нас даже офиса нормального не появилось за все эти годы. А по поводу концертов в Москве идею подал Юрий Лаптев, который сейчас занимает должность советника по культуре президента страны. Первый концерт пройдет в музее-усадьбе «Архангельское» - парадной резиденции князей Голицыных и Юсуповых. Точнее говоря, в знаменитом и единственном в мире театре, построенном по проекту известнейшего итальянского декоратора Пьетро ди Готтардо Гонзаго; любопытно, что большая часть его жизни в России связана с Павловском, где он создал пейзажный парк, декорации к придворным торжествам и многочисленные росписи. Так что к «Дворцам Санкт-Петербурга», если всё сложится удачно, скоро добавится и фестиваль «Дворцы двух столиц».
Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру